Найти тему
Юрий Пашолок

Пускание дымов на двух колесах

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завес.

Работы по танковым устройствам для постановки дымовых завес в Советском Союзе велись еще с начала 30-х годов. Поначалу основной идеей было использование специальных дымовых приборов семейства ТДП (танковый дымовой прибор). В результате появился дымовой прибор ТДП-3 (ДП-28), который ставился в бортовых нишах танков Т-28, а также ТДП-4, который ставился на Т-35. В них заливалась специальная жидкость S-IV (дымовая смесь С-4, 40%-ный раствор серного ангидрида в хлорсульфоновой кислоте). ТДП обладали вполне удовлетворительными характеристиками и давали большое облако, хорошо скрывавшее танк. Недостатком же было то, что дымовой прибор был крупногабаритным, такой не поставить на легкий танк (а если и поставить, то он будет занимать много места). Надо сказать, что подобная проблема была отнюдь не уникальной. Подобные проблемы имели место у ряда стран, часть из них решали вопрос использованием специальных химических прицепов. Были химприцепки и у нас, но они как-то не прижились.

ТИЗ АМ-600, переоборудованный для установки дымовой шашки МДШ, 1 июля 1941 года.
ТИЗ АМ-600, переоборудованный для установки дымовой шашки МДШ, 1 июля 1941 года.

В разных странах вопрос постановки дымовых завес для бронетанковой техники решали по-разному. Немцы пришли к довольно компактным приборам дымопуска, которые, с 1938 года, начали ставить на танки. Англичане, помимо применения гаубичных танков CS с дымовыми снарядами, также использовали дымовые мортирки, которые, чаще всего, крепились на бортах башен танков. Это были компактные устройства, но с вполне очевидным недостатком. Дело в том, что небольшие размеры не давали большого облака. Для понимания, ТДП давали облако длиной до полутора километров и высотой до 30 метров. Неудивительно, что в СССР не оставляли попыток довести прибор до ума, прием продолжалось это вплоть до 1941 года. Вместе с тем, его недостатки были очевидны. Такую штуку надо заправлять, она занимает много места, кроме того, имелись некоторые проблемы с надежностью. Поэтому в 1940 году появилась альтернативная идея. Подсмотрели ее на флоте. В конце 30-х годов, под руководством старшего инженера 2-го отдела НИХИ ВМФ (Научно-Исследовательского Химического Института) В.М. Галашина была разработана морская дымовая шашка. Более известная как МДШ, эта шашка стала поистине гениальной идеей. Масса самой шашки составляла 50 кг, она была довольно компактной (длина 470 мм, диаметр 418 мм), горела примерно 6 минут, давая завесу длиной около 400 метров. Уже в 1940 году МДШ была принята на вооружение флота, (выпуск шашки организовали на заводе №11 НКБ в Загорске, ныне ОАО КХЗ, Сергиев Посад) а ей заинтересовались в ГАБТУ КА. При такой компактной конструкции шашку можно было ставить и на танки.

С точки зрения конструкции НАТИ максимально унифицировало мотоциклетное крепление шашки с танковым.
С точки зрения конструкции НАТИ максимально унифицировало мотоциклетное крепление шашки с танковым.

В конце 1940 года задание на изготовления устройства для крепления МДШ на танки получил НАТИ (Научный автотракторный институт). Согласно требованиям, предполагалась установка 2-4 шашек на танки КВ, Т-34, БТ и Т-50. Конструкцию устройства требовалось сделать максимально унифицированной и не мешающей работе танка. Со стороны НАТИ работы возглавил инженер 1-го отдела А.И. Дрозд, при этом руководил ими военинженер 2-го ранга А.Ф. Кравцев. Анатолий Федорович был одним из идеологов постановки МДШ на танках. Первый опытный образец данного устройства был готов к началу июня 1941 года. Следует отметить, что танковая версия МДШ отличалась от морской версии. Вместо ударного запала на ней использовался электрозапал с другого типа шашки - ДШ-100. Плюсом конструкции было то, что имелась электромагнитная система сброса шашки. Как и требовали в ГАБТУ КА, устройства для крепления МДШ сделали унифицированными, правда, на БТ-7 встала всего 1 шашка, а на КВ-1 и Т-34 поставили по 2 штуки. При этом 17 июня 1941 года Кравцев предложил провести полигонные испытания четвертого объекта, на которой установили МШД. Им стал мотоцикл ТИЗ АМ-600. Устанавливалось оборудование силами самого НАТИ.

Как и в случае с танками, имелась возможность сброса шашки на ходу.
Как и в случае с танками, имелась возможность сброса шашки на ходу.

На испытания ТИЗ АМ-600 с установкой вышел 1 июля 1941 года. Фактически под мотоцикл немного переделали танковую версию крепления МДШ, которая крепилась на месте багажника. Правда, в данном случае использовался ударный запал, комиссия, которая присутствовала на испытаниях, рекомендовала поставить электрозапал. На мотоцикле использовался штатный метод сброса шашек, благодаря чему их можно было сбрасывать прямо на ходу. По результатам испытаний выяснилось, что использование мотоцикла для постановки дымовых завес являлось правильной идеей. Комиссия отмечала, что если шашки использовались сразу на нескольких мотоциклах, то можно было поставить плотную дымовую завесу. В целом же присутствовавшие на испытаниях представители УВХЗ КА с энтузиазмом восприняли разработку НАТИ. Используя мотоциклы, можно было получить средство оперативной постановки завесы, при этом мотоцикл мог, в любой момент, сбросить шашку. В ГАБТУ КА также предлагали, используя габариты дымовой шашки, создать дополнительный топливный бак, сделав на базе ТИЗ АМ-600 средство оперативной перевозки топлива.

В ходе испытаний.
В ходе испытаний.

Как не странно, у идеи НАТИ наверху оказался крайне влиятельный противник. Им оказался никто иной, как Георгий Константинович Жуков в тот момент начальник Генштаба КА. Причем сложно назвать его аргументы несправедливыми. Дело в том, что как раз летом 1941 года к МДШ предъявили претензию. При попадании в шашку нескольких пуль она загоралась. В связи с этим было решено разработать другую дымовую шашку, ТДШ (танковая дымовая шашка). Она была такой же по габаритам, как и МДШ, но имела иную рецептуру дымовой смеси и другие отличия. Главной проблемой было то, что температура горения ТДШ была выше, так что для мотоцикла возникал риск стать жертвой собственной шашки. Посему появились идеи о том, чтобы сразу поджигать шашку и сбрасывать ее с мотоцикла. Впрочем, дело было уже в конце августа 1941 года.

Далеко не самая плохая идея была похоронена началом войны и неопределенностью с тем, какой тип шашек будет ставиться.
Далеко не самая плохая идея была похоронена началом войны и неопределенностью с тем, какой тип шашек будет ставиться.

Надо сказать, что возня с ТДШ имела крайне негативные последствия. Во-первых, это в принципе затормозило работы по дымовым шашкам для танков. В результате дальше опытных работ в 1941 году ничего не продвинулось. Во-вторых, ТДШ так и не запустили в серию, а МДШ появилась на танках только в 1944 году. В-третьих, о мотоциклетной версии уже не задумывались. При этом Жукова винить во всём этом явно не стоит. Идеологом ТДШ был отнюдь не он, а ГАБТУ КА. Запусти они работы по серийному оснащению танков МДШ, как и планировалось, в июне 1941 года, шашки появились бы и на мотоциклах. Что же касается самих шашек, то они ставились на советские танки и САУ не одно десятилетие, при этом после войны МДШ заменили на танковые БДШ. Ну а Виталий Михайлович Галашин, создатель МДШ, получил за свои разработки орден Трудового Красного Знамени и орден Отечественной войны I степени, войну закончил в звании инженер-подполковника.

Источники

ЦАМО РФ

Подвиг Народа

Память Народа