Найти тему
В школе и дома

Репетитор – профессионал, а учитель – нет

Неоднократно уже сталкивалась с таким мнением. В разных вариациях звучит одно и то же: «Учителя в школе вообще не учат, потому что не умеют учить. Родители вынуждены нанимать репетиторов. В школе остались лишь те, кто ничего и сам не знает».

Справедливо ли это утверждение?

Конечно, нет. В первую очередь потому, что 90 % репетиторов – это учителя, которые еще не решились бросить школу. Путь репетитора тернист, я лично не знаю ни одного репетитора, у которого бы в первый год работы сразу был стабильный заработок, намного выше, чем при официальной работе в общеобразовательном учреждении. То есть я читала, что такие репетиторы есть, но лично с ними не сталкивалась, а всему, что написано в Интернете предпочитаю не верить.

Согласие родителей на публикацию фото есть!
Согласие родителей на публикацию фото есть!

Обычно же работа репетитором начинается с одного-двух учеников. Если занятия прошли успешно, то либо ученик рекомендует учителя своим друзьям и знакомым, либо оставляет отзыв на сайте, где и нашел репетитора, рейтинг повышается, заказов становится больше. Но как бы там ни было, если репетитор чувствует себя уверенно и не стесняется повышать цены, стабильный заработок и достойный доход обычно получается примерно через 5 лет работы репетитором (у кого-то больше, у кого-то меньше). Но и тогда не все рискуют уйти с основной работы, потому что работа на государственном предприятии – это прежде всего социальная защищенность: есть больничные, отпускные, стабильная зарплата, независящая от капризных клиентов, которые то хотят заниматься каждый день, то решают сделать перерыв на три недели, потому что «новогодние праздники и каникулы».

А если репетитор и учитель в школе – один и тот же человек, почему тогда ходят легенды о непрофессионализме школьных учителей, о том, что они ничего не знают и ничему не учат?

Думаю, как ни странно, не все понимают специфику работы. Преподавание в классе, где сидит тридцать человек, и преподавание один на один – это, как говорят одесситы, две большие разницы. Ребенок, который испытывает трудности в обучении, очень часто имеет дефицит внимания, либо внимание не развито, как и память, мышление. Корни этого находятся в детском возрасте. Именно там с ребенком надо было играть в игры, тренирующие эти психические функции. Но чаще всего родители полностью уповают на детский сад, затем на школу. А когда наконец до них доходит, что что-то пошло не так, всю вину сваливают на учителя. Если к тому же при занятиях с репетитором получился прорыв, ребенок внезапно все понял, родители еще больше утверждаются во мнении, что учитель в школе – бездарь, который просто нигде больше себя не нашел. В то время как причина такого успеха гораздо прозаичнее. Когда ребенок сидит один на один с учителем, ему гораздо труднее, чем в большом классе, на что-нибудь отвлечься. При этом репетитор сразу видит, что внимание «поплыло», он имеет возможность скорректировать занятие, помочь ученику сосредоточиться, в то время как на уроке учитель может этого и не заметить (там ведь еще 29 учеников, помните?).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К этому следует добавить, что родители могут не спрашивать строго с ребенка, как он вел себя в школе, чему научился, как выполнил домашнее задание, потому что они уже поставили «диагноз»: в школе ничему не учат. А за занятия с репетитором они платят порой немаленькие деньги, поэтому все держат под контролем, три шкуры сдерут с чада, чтобы все выучил, все выполнил.

Так что да, абсолютно верно, что у самого большого профессионала в классе могут быть двоечники, в то время как даже слабеньких учеников, с которыми работает репетитором, вытягивает на 4. Учение – это всегда труд не только педагога, но и ученика. Невозможно дать знания тому, кто не хочет их брать.

Другой пассаж, который я встретила в комментариях. Якобы какой-то репетиторский центр проверил знания у школьных педагогов и выяснил, что они крайне низкие. «О каком качестве знаний в школе может идти речь?» — вопрошает написавший. Когда я спросила, где доказательства, что такая проверка имела место (лично я ни в какой проверке не участвовала, мои коллеги тоже), мне ничего не сказали, потому что «это же и так понятно, просто вы не хотите согласиться с очевидным!»

Что именно мне должно быть понятно? Что репетиторскому центру выгодно написать родителям что-то вроде: «Мы протестировали 92 % школьных учителей и убедились, что они не могут сдать ЕГЭ даже на 50 баллов. Чему они смогут научить ваших детей? Приводите их в наш репетиторский центр, мы гарантируем 100 баллов!» До сих пор очень многие люди верят всему, что говорят в рекламе. Прочитают, посмотрят на свое дитя: ну да, ничего не знает. Надо в репетиторский центр, потому что в школе одни непрофессионалы остались.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А что если я напишу по-другому? «Согласно тестированию ФИПИ ни один репетиторский центр не смог подтвердить квалификацию своих сотрудников даже на 30 %, в то время как 87 % школьных педагогов сдали ЕГЭ выше восьмидесяти баллов». Вы мне поверите? Думаю, нет, хотя разницы в обоих высказываниях никакой. И то и другое выдумка, которая кому-то выгодна. Ищите кому. Подавляющее число педагогов в репетиторских центрах – это те же школьные учителя, которые либо все же рискнули покинуть гавань школы, либо по-прежнему подрабатывают.

Поскольку я тоже пока работаю в школе и много общаюсь с коллегами, я могу оценить их профессионализм. Да, есть те, кто работает в школе, потому что никуда больше устроиться не может. Но такие всегда были и всегда будут. Да, суперпрофессионалов, способных научить абсолютно всех учеников в классе, среди них тоже единицы. Но большинство – это те, кто смогут научить любого ученика без интеллектуальных нарушений на твердую четверку, а некоторые могут подготовить к олимпиадам и сделать из хорошиста блестящего ученика. В репетиторских центрах таких педагогов, кстати, тоже немного.

Слухи о том, что учителя в школе ничего не знают, сильно преувеличены. В подавляющем большинстве случаев они основаны исключительно на собственном негативном опыте, который, конечно, не может быть мерилом для педагогов всех школ России.

-4

Кстати, когда мы приглашаем учеников в наш репетиторский центр, мы не занимаемся этими грязными инсинуациями о том, что в школе педагоги плохие, а у нас хорошие. Мы упираем на то, что десять человек в классе – это намного лучше, чем тридцать, потому что учитель может вовремя заметить пробелы в знаниях и принять меры. Кроме того, девиз нашего центра — учение без стресса, учение с радостью. Мы воплощаем идеи гуманной педагогики, учим без отметок, стараемся создать детям атмосферу детства, а не муштры (не путать со вседозволенностью!) Если кому-то близки наши убеждения, добро пожаловать!

-5