Самоустанавливающиеся оси ПАО «Уралавтоприцеп» открывают новые горизонты для прицепостроительной отрасли России
Создание осевых агрегатов для прицепной техники различного типа и назначения – задача отнюдь непростая. Именно по этой причине многие производители прицепов используют комплектующие сторонних специализированных компаний, среди которых сегодня наблюдается острая конкурентная борьба. Азиаты берут свое ценой, но не блистают качеством. Европейцы могут похвастать передовыми технологиями, но стоимость их продукции, особенно на фоне роста мировых валют, весьма высока. Кроме того, не всегда стандартное решение, которое фигурирует в предложении, устраивает производителя прицепов на все сто процентов. Это дает повод отечественным промышленникам по максимуму использовать свой потенциал и расширить присутствие не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Игра на своем поле
Сложившаяся на рынке ситуация сыграла на руку российскому производителю прицепной техники ПАО «Уралавтоприцеп», в стратегических планах развития которого значится увеличение объемов производства осевых агрегатов различных типов и расширение продуктовой линейки. Маркетинговые исследования, проведенные специалистами предприятия, показали, что внутренний рынок осей на 2020-2021 годы может превысить 70 000 штук. При этом одним из ключевых факторов, подстегивающих спрос, станут более жесткие требования по весу агрегатов, их ресурсу, запасу прочности, способности работать в сложных условиях, в том числе с предельно допустимыми нагрузками.
В связи с этим руководство ПАО «Уралавтоприцеп» приняло решение о глубокой модернизация производства, которая позволит вывести на внутренний, а также рынки ближнего и дальнего зарубежья оси и осевые агрегаты, полностью соответствующие всем требованиям производителей прицепной техники. Речь, в частности, идет о так называемых самоустанавливающихся осях, которые позволяют значительно улучшить маневренность автопоездов, снизить износ шин, уменьшить нагрузки на элементы осевых агрегатов, а также сократить расход топлива.
Благо опыта в создании спецприцепов и осей к ним отечественным инженерам не занимать. На заводе сложилась своя конструкторская школа, способная решать самые сложные технические задачи. Например, в 1986 году специалисты ЧМЗАП создали уникальное транспортное средство модульной конструкции для перевозки космического челнока «Буран». В ходе работ впервые было реализовано передовое для того времени техническое решение – гидростатический привод рулевого управления. Кстати, машина, на которой «Буран» доставили к месту старта, до сих пор работает на космодроме «Байконур». А ведь сколько лет минуло с тех славных времен! Накопленный конструкторами опыт передается из поколения в поколение, что позволяет предприятию и сегодня успешно решать задачи создания транспортных средств для сложных перевозок. Так, прицепная техника ЧМЗАП, разработанная по спецзаказам для транспортировки нестандартных по габаритам грузов, доказала свою надежность и эффективность на строительстве олимпийских объектов в Сочи.
Для удовлетворения нужд собственного производства, и, следуя пожеланиям своих партнеров – покупателей осей, ПАО «Уралавтоприцеп» выпускает более двух десятков разновидностей осевых агрегатов грузоподъемностью от 2 до 24 тонн, как с рессорной, так и с пневматической подвеской. Фактически продуктовая линейка включает в себя все самые востребованные типоразмеры агрегатов, а в «тяжелом» сегменте (от 18 до 24 тонн) предприятие является практически монополистом и законодателем моды. При этом по техническим характеристикам отечественный продукт не просто сопоставим с лучшими импортными образцами, но и превосходит европейские и китайские аналоги по ряду показателей. Заметим, что мы не говорим о таких неоспоримых преимуществах российских осей как соотношение цена/качество, развитая сервисная сеть и бесперебойное снабжение запасными частями. Это значимые моменты для всех без исключения транспортных компаний и эксплуатирующих организаций. Техника должна работать и приносить прибыль, а не простаивать в ожидании запчастей и квалифицированного ремонта.
Новая ось – новые горизонты
Разработка самоустанавливающихся осей для ПАО «Уралавтоприцеп» – направление относительно новое. По сути старт проекта был дан в 2019 году. Однако это не помешало уже в текущем году наладить выпуск первой самоустанавливающейся оси модели 24-001-01, которая ориентирована на применение на многоосных низкорамных полуприцепах с пневматической подвеской собственного производства. Такая техника нуждается в ходовой части, которая бы позволила улучшить маневренность автопоезда при прохождении поворотов и передвижении в условиях ограниченного пространства. Это важно, так как довольно часто крупногабаритные элементы неделимой конструкции и большого веса необходимо доставить по узким извилистым дорогам, имеющим небольшие радиусы поворотов, как можно ближе к месту их монтажа или в зону досягаемости подъемного механизма. А тяжелые грузы, как известно, поднимают на коротких вылетах стрел. Как мы уже говорили, применение самоустанавливающихся осей на полуприцепах с тремя и более осями заметно снижает износ шин, стоимость которых для прицепов-тяжеловозов достаточно высока.
Поскольку ось 24-001-01 создана на собственной элементной базе, которая отлично зарекомендовала себя в эксплуатации на низкорамных полуприцепах, была достигнута высокая унификация технологических процессов производства деталей и сборки узлов в цехе механического производства. Это не только снизило производственные затраты, но и обеспечило высокий уровень качества – в отлаженном процессе доля брака минимальна.
Что касается особенностей конкретных узлов, то особого внимания заслуживают детали подвижного соединения – поворотный кулак и рычаг кулака, которые изготовлены методом литья по современным технологиям, что в свою очередь гарантировало высокую прочность этих конструктивных элементов. Разумеется, не последнюю роль сыграл и подбор материалов. На них отечественный производитель (в отличие от ряда промышленников из Азии) не экономит.
Наличие современных высокоточных станков с числовым программным управлением позволяет производить механическую обработку деталей любой сложности с обеспечением жестких допусков. Это важно не только для гарантии высокой надежности и ресурса узлов и агрегатов, но и для того чтобы выдерживать заданный ритм производства. Детали идеальной геометрии собирают в узлы на «раз-два». Нет нужды тормозить конвейер, создавать посты «досборки».
В новой оси все продумано до мелочей. В частности, для обеспечения легкого перемещения деталей в шарнирных соединениях в их конструкцию внедрены бронзовые втулки и обеспечена смазка деталей. Чтобы повысить безопасность перевозок, оси могут комплектоваться датчиками скорости вращения колес, которые являются элементами системы EBS. И, разумеется, при создании новинки на нее были перенесены проверенные в сложных дорожных и климатических условиях технические решения, в том числе, гарантирующие защиту ключевых элементов и узлов от воздействия песка и грязи.
Технические характеристики оси 24-001-01
- грузоподъемность 12 тонн
- колея при двускатной ошиновке 1925 мм
- габаритное расстояние по колпакам ступиц 2266 мм
- угол поворота колес в диапазоне 0…20 градусов
- масса в сборе 550 кг
Осевые агрегаты BPW производят в подмосковных Химках. Читайте по ссылке