В ряду ветхозаветных святых пророк Иеремия занимает особое место. Среди святых праведных и мучеников за веру Иеремию выделяет количество перенесенных им страданий за слово Божие. Ибо никто (на мой, конечно, личный взгляд) не перенес столько мучений за слово Божие, сколько перенес Иеремия. Среди святых пророков (в том числе и великих) и подвижников Иеремию отличает уникальный в Ветхом Завете статус девственника (Иер.16:1-2). Ибо пророк вел жизнь высшую, чем даже назореи. Он по слову Божию не имел жены и детей, заботясь только о том, чтобы угодить Господу (1Кор.7:33). Отчего блаженный Иероним Стридонский и назвал Иеремию "евангельским мужем" (Иероним Стридонский, блаженный. Толкование на Иеремию. Пролог).
Чем же так раздраконил разозлил Иеремия врагов, что они держали его в колоде и даже искали его смерти? И как Бог наказал гонителей пророка при жизни (по смерти понятно, что наказал)? Давайте разбираться...
Вообще, изначально Иеремия не хотел быть никаким пророком. Тем более, великим. Он хотел жениться, рожать детей и спокойно приносить жертвы Богу в Иерусалимском храме, ибо имел на это полное право, так как происходил из рода Аарона и был сыном священника Хелкия (Иер.1:1).
Однако Бог рассудил иначе... Он избрал Иеремию прежде его рождения, когда тот был во чреве матери (Иер.1:4-5); призвал на служение в молодости (Иер.1:6), когда Иеремия был неопытным отроком. Бог хотел, чтобы Иеремия упас иудеев от служения иным богам, предотвратил упадок нравов и уберег от нашествия царя Вавилонского Навуходоносора.
Что Иеремии оставалось делать? Говорить, что он молод? (Иер. 1:6). Или же бежать от лица Божия, ожидая, когда его пожрет великий и ужасный кит? (Ион.2:1). Нет... Иеремия послушал Бога и стал с раннего утра (Иер.25:3) пророчествовать в храме, на площадях и даже в пустынях. Он говорил при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии целых 45 лет.
Главной темой пророчеств Иеремии стало обличение идолопоклонства, ибо именно оно спровоцировало, по мысли пророка, угрозу с севера (то есть нашествие вавилонян). Иеремия выступил в роли обличителя царей. Он стал гласом Божиим и "крепкой медной стеной" для беднейших слоев Израиля (Иер.15:20). Пророк говорил правду в глаза высшим кругам иудейского общества: царедворцам, старейшинам и священникам-лжепророкам. Наконец, Иеремия грозно обличал царей Иудейских Иоакима, Седекию за нарушение 1 и 2 заповедей Синайского кодекса...
Богодухновенные речи Иеремии раскололи иудейское общество на две части. Одни (прежде всего, простой народ, а также некоторые царские служители) поддержали пророка. Другие же, стоявшие у власти (царские вельможи, священники-лжепророки, цари), возненавидели его...
Раскол произошел во время царствования царя Иоакима (607-597 гг. до н. э.) после речи пророка Иеремии в храме во время большого праздника, когда весь храм был полон молящимися. В это время Иеремия неожиданно возвестил народу, что Иерусалим постигнет проклятие Божие и что прекрасный храм будет разрушен вавилонянами. Виновником всех бедствий Иеремия назвал... Царя Иоакима:
"Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие. Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой!" и: "увы, сестра!" Не будут оплакивать его: "увы, государь!" и: "увы, его величие!" Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (Иер.22:17-19).
Это было очень смело и очень дерзко... Со времен пророка Илии никто не обличал так венценосных правителей. Иоаким, может, и стерпел бы "ослиное погребение", если бы Иеремия не вмешался в его политику. А пророк предсказал Вавилону победу. Это было ужасно непатриотично. После такой речи Иеремия для царя и его придворных стал персоной нон грата (то есть лицом, НЕ пользующимся доверием). Ибо в это царь Иоаким, заключив союз с Египтом, ожидал "благоприятное пророчество" о войне в Вавилоном. Когда же Иеремия предрек неудачу в этой войне, то сразу стал не нужен. И Иоаким отправил неугодного пророка в изгнание.
Однако Иеремия в скором времени вернулся... И возгласил "горе пастырям, которые губят и разгоняют овец" (Иер.23:1) и горе пророкам и священникам - лицемерам (Иер.23:11). За это священник Пасхор избил Иеремию и заключил его на сутки в колоду, "которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем" (Иер.20:2). Чтобы смирить...
Но Иеремия не смирился, хотя понимал, что Слово Господне обернулось ему в поношение (Иер.20:7). С Иеремией был Сам Господь - "сильный ратоборец" (Иер.20:11). Пророк знал, что гонители его "споткнутся и не одолеют" (Иер.20:11). И потому продолжал проповедовать Слово Божие.
Кульминацией в отношениях Иеремии с царем Иоакимом стала история с книжным свитком. На этом свитке писец Варух по слову Божию начертал пророчества Иеремии, чтобы царь мог прочитать "письмо от Господа" и спасти свой народ от вавилонян. Однако царь не внял предупреждению свыше. Больше того, по своему неверию он совершил настоящее святотатство. Ибо порезал свиток с пророчеством писцовым ножичком на лоскутья и сжег эти лоскутья на огне жаровни, стоявшей перед ним.
Как же Бог наказал гонителей великого пророка? И, вообще, наказал ли?
Наказал... Суд священнику Пасхору Бог устами Иеремия вынес сразу после освобождения пророка из колоды. Наказание выглядело, на первый взгляд, очень мягким. Бог устами Иеремии просто переопределил судьбу священника. Из Пасхора (что значит "свобода", "освобождение") бийца-священник превратился в человека по имени "Магор Миссавив" (Иер.20:3). Ибо Священное Писание говорит: "Иеремия сказал ему: не "Пасхор" нарек Господь имя тебе, но "Магор Миссавив"" (Иер.20:3).
Что же это значит? В синодальном переводе имя "Магор-Миссавив" остается без перевода. Блаженный Иероним переводит новое имя Пасхора как "ужас повсюду" (Иероним Стридонский, блаженный. Шесть книг толкований на пророка Иеремию). По мысли блаженного Иеронима, перемена имени указывает в этом стихе указывает на будущее наказание:
"Ты не будешь иметь, говорит, черноту лица и силу неправедной власти, но пленником будешь отведен в Вавилон, ибо это обозначает ужас повсюду или вокруг, — что в трепете и страхе за свое спасение ты будешь озираться туда и сюда и будешь ужасаться идущих на тебя врагов" (Иероним Стридонский, блаженный. Шесть книг толкований на пророка Иеремию).
Иначе говоря, Пасхор, следуя логике известного мультфильма "Приключения капитана Врунгеля" из "Победы" ("свободы", "освобождения") превратился в "Беду" ("ужас повсюду") для себя самого.
А что же царь Иоаким? Он был погребен "по-ослиному" (Иер.22:19)? Смотрим толкование блаженного Иеронима на 19 стих 22 главы. Святой отец свидетельствует, что Священное Писание очень скупо говорит о погребении святотатца Иоакима. В Книге Царств умалчивается о том, что он погребен "по-человечьи" (4Цар.24). В книге «Дней» говорится, что он был скован цепями и отведен в Вавилон (2Пар.36). Блаженный Иероним опирается на еврейскую легенду, согласно которой Иоаким был убит разбойниками Халдейскими, Сирийскими, Аммонитскими и Моавитскими. И тело его будто бы было выброшено на растерзание диким зверям. А если это так, то, погребение Иоакима подлинно было ослиным.
Таким образом, прижизненное наказание гонителей пророка Иеремии было достаточно суровым. Пасхор потерял прежнее имя и превратился в ужас для себя самого. Иоаким потерял царскую корону и был погребен по-ослиному. Оба: и Пасхор, и Иоаким - были отведены в Вавилонский плен в цепях. Возможно, эти цепи символизировали и духовное рабство.
А вы как думаете?
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал Христофор+.
Читайте также другие статьи:
Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним был не прав
О бодрствовании... (Мар.13:37). Неужели, чтобы спастись. нужно лакать воду с руки?
Кто такой Мелхиседек для чего он встречал Авраама хлебом и... Вином (Быт.14:17-20)
10 мессианских пророчеств Исайи
Старец Паисий о духовной войне с бесами (искушения в монастыре Стомион)
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?
Была ли блудницей святая Мария Магдалина?