Работы художника Александра Александровича Дейнеки — это не совсем соцреализм. Или наоборот — соцреализм «в квадрате». Всё зависит от точки зрения.
Картины этого мастера стали ярким событием в культурной жизни нашего общества ещё до того, как появился сам термин: «социалистический реализм». Эти полотна изображали простого человека героем нового времени, когда молодая страна Советов ещё толком не осознавала потребности в талантливых агитаторах. Они — феномен, который ради простоты восприятия объединили с целым рядом похожих явлений.
Картины, мозаики, рисунки А.А. Дейнеки — это минимум деталей при максимуме внутренней энергетики. Парадоксальное сочетание, производящее сильнейшее впечатление. Особенно если прибавить к нему умение мастера «говорить» со зрителем ясно и кратко о ярком и сложном. Живописному языку Дейнеки как будто неизвестны «строчные буквы» кропотливо-мелких мазков. А «прописные литеры» его до дерзости смелого стиля — никогда не превращают сюжеты в скучное цитирование «прописных истин».
Красота его героев — выраженная, чувственная, но всегда несущая в себе нечто большее, чем простая констатация эстетической привлекательности. Персонажи Дейнеки прекрасны в первую очередь тем, что дают огромный эмоциональный заряд зрителю. Они буквально «сияют» энергией жизни.
Значимость живописца как творца, как идейного вдохновителя целого поколения соцреалистов заключается в бескомпромиссном возведении во главу угла деятельной, живой человеческой натуры. Той, что претворяет в жизнь свои мечты; для которой попросту нет ничего невозможного.
Наш герой и сам был настоящим «сгустком энергии». Талантливый спортсмен (боксер) и подававший большие надежды инженер, истово любивший точные науки, он находил себя во всём, за что брался в своей кипучей жизни. Проявлял твёрдый характер в годы послевоенной опалы и не «почивал на лаврах», до последнего работая над новыми картинами, «фонтанируя» идеями, делясь опытом и навыками с молодыми художниками. Он будто бы сам сошёл с одной из собственных картин, дабы делом подтверждать убеждения.
Его творчество поняли, приняли и полюбили не только в Советском Союзе. От лучших музеев Италии до частных коллекций США — всюду по сей день рады его полотнам. Лично для нас самыми близкими и значимыми работами мастера — пусть и не живописными, а мозаичными — являются те, что украшают станции московского метрополитена. Просто спуститесь под землю на Маяковской, устремите взгляд вверх — и добро пожаловать в дивный советский «мир вечного полдня», где мечты обязательно становятся реальностью.
Понравилась статья и канал? Подпишись! Спасибо!