Ямасита Рин родилась в семье бедного самурая в небольшом городе Касама (префектура Ибараки) в 1857 году. С детства полюбила рисование и , вопреки воле семьи, отправилась в Токио. По конкурсу прошла на первый женский набор в школу искусств токийского технологического колледжа. Друзья отвели ее на службу в русскую православную церковь. Девушке понравилось. Она стала туда ходить и познакомилась со святителем Николаем. После нескольких бесед в 1878 году покрестилась под именем Ирина. Архиепископ Николай ее называл « Ирина Петровна».
Скромная девушка написала за свою жизнь значительное количество икон. Их было так много, что даже после великого токийского землетрясения в 1923 году и после войны, когда от г.Нагасаки практически ничего не осталось, в 40 японских церквах сохранилось около 300 написанных ею икон.
Ямасита Рин. Икона Владимирской Богоматери. Частная коллекция
Но только одна икона есть в России. Она хранится в Государственном Эрмитаже. Это икона воскресения Христова.
После инцидента в Оцу в 1891 году , святитель Николай передал эту икону цесаревичу Николаю в Японии 7 мая 1891 года. На обороте иконы - мастерски выполненный силуэт «Николай-до» - Храма Воскресения Христова в центре Токио, тогда только что построенного на пожертвования, полученные из России.
Сначала икона висела в личных покоях Николая в Аничковом дворце, потом он переехал в Зимний Дворец и взял икону с собой. Несмотря на то, что Ирина (Рин) Ямасита обучалась в России «греческому письму», ее сердце принадлежало «итальянскому письму». Она не писала икон по чисто византийским канонам. До приезда в Россию ее учителем живописи в художественной школе при технологическом колледже в Токио был итальянец Антонио Фонтанези. Он познакомил ее с шедеврами Ренессанса и ее сердце было покорено Рафаэлем. Обучаясь в иконописной мастерской Новодевичьего Вознесенского монастыря в Петербурге, она писала в дневнике: «хочу писать картины по-итальянски (такие, как писал Рафаэль)». Обучаясь в иконописной мастерской, она брала уроки также и в Петербургской Академии Художеств у академика живописи Фёдора Ивановича Иордана, который учил ее рисовать по-итальянски и который советовал ей часто ходить в Эрмитаж и изучать картины великих мастеров, что она и делала. Таким образом, у Ямасита Рин в Петербурге был всего один маршрут: Новодевичий монастырь - Академия художеств - Эрмитаж.
Рин Ямасита приехала в Петербург в марте 1881 года в возрасте 23 лет. По прибытию сразу же отправилась в Новодевичий монастырь на Забалканском проспекте (теперь Московский проспект). Приехала в исторический момент - через три дня после приезда был убит император Александр Второй. Тяжелый болотистый климат, строго регламентированная жизнь в монастыре плюс несчастная любовь подкосили ее силы, она заболела и была вынуждена вернуться в Японию в 1883 году, на три года раньше назначенного срока. Что же случилось? Девушка устала от нехватки солнца, от постов, от «тетушкиных правил» , которые она должна выполнять, и , конечно же от того, что молодой человек не разделил ее любви. Она недостаточно хорошо понимала Русский язык и была по-самурайски упряма. Настоятельница временно попросила ее не ходить в Эрмитаж и в Академию Художеств. Необходимо было представить в Священный Синод, на деньги которого японка обучалась и жила, результаты обучения в иконописной мастерской монастыря, а этих результатов у нее не было - японская девушка напрочь отказывалась писать иконы по классическому византийскому канону. Ничего не оставалось, как не давать деньги на извозчика - а без него 8 км от монастыря до Эрмитажа девушка пройти не могла. В итоге - конфликт и болезнь. Вот насколько важно знать хорошо язык страны, в которой находишься!
После своего возвращения в Японию Ямасита Рин устроила себе мастерскую в духовной женской школе при русской православной церкви в районе Канда в Токио. Она вела затворнический образ жизни. Как истинный иконописец, она всю себя без остатка посвятила написанию икон. После смерти архиепископа Николая в феврале 1912 года Ирина Ямасита осталась при своей мастерской. Но после революции 1917 года православная церковь в Японии пришла в упадок, финансирование прекратилось, и в 1918 году Рин Ямасита вернулась в свой родной городок Касама, покинув все, что было ее жизнью до сих пор. В свои последние годы, говорят, она даже не брала кисть в руки. Ямасита Рин прожила долгую жизнь. Она умерла в возрасте 81 года 26 января 1939 года от душевной болезни. Похоронена в буддийском храме 光照寺 (Косёдзи) в г.Касама. Про неё в Японии снято много телепередач, но художественного фильма нет ни одного. Один мой знакомый японский режиссер господин Сато ( «Тучи над холмом») 20 лет назад написал сценарий художественного фильма про жизнь Ямасита Рин в Петербурге. Хотелось бы, чтобы такой фильм сняли! Я всегда стараюсь рассказать японским туристам про Ямасита Рин, и некоторым эта тема становится настолько интересной, что они начинают объезжать японские православные церкви, чтобы посмотреть ее иконы. Находят даже самые маленькие, которые открываются только один раз в месяц.
Светлана Хруцкая