Одна из ярчайших и важнейших сторон игры - планирование особо хитрых методов достижения цели. И все бы хорошо, если бы партия всегда заранее знала все сюжетные тонкости, а мастер менял столкновение с учетом напланированного. Но так не бывает. Планы регулярно рушатся, в результате чего игроки должны делать что-то новое.
Реакция сильно зависит от темперамента игрока и количества вложенных в обсуждение усилий и не всегда оказывается адекватной. Особый шик - потратить кучу времени на поиск черной кошки там, где ее нет.
В одном из первых модулей мастер отправил нас в сеть пещер, обжитых гоблинами. В одной из них зеленокожие построили алтарь и соорудили большую чашу с маслом, освещавшую это импровизированное святилище. Перед этим партия заметно поиздержалась по всякой бытовой мелочевке, так что я (силами своего вора) решил как-то восполнить хотя бы что-то и заявил, что пытаюсь слить из чаши немного масла в свой фонарь - булай. Мастер ответил, что я смог набрать фунт (вроде), но получил ожог на пару хитов и стал задумчиво перебирать свои записи. Сейчас уже трудно сказать, что нас переклинило, но мы наполнились уверенностью, что чаша - какой-то ключевой объект с ловушкой, которую криворукий вор просто не смог заметить и обезвредить. Сперва чашу полчаса осматривали со всех сторон и изо всех скилов (даже рейнджер прокинул знание природы, осматривая завитушки на ее поверхности). Шагом следующим ее разнесли силами дварфа-война на мелкие кусочки на начали простукивать каждый камень на полу. Прямые указания от мастера "да нет тут ничего!" тонули в общем гуле обсуждений, пока он не гаркнул "ВСЕ! БРОСАЕМ ИНИЦИАТИВУ!" На шум разгрома в святилище пришли наспех сгенеренные гоблины. Они нас тогда почти вынесли ногами вперед, хотя были не столь злы, как сам мастер.
В том же самом приключении мы еще несколько сессий теснили гоблинов вглубь пещер, отбили у них два выхода на поверхность и дошли до деревянной двери. В рамках обсуждений кто-то бросил фразу, что немного осталось, главный вход уже давно взят. Ответом было - так и черный выход тоже вроде у нас за спиной. Наш коллективный разум пришел к выводу, что все гоблины заперты за этой дверью и проще всего их будет просто выкурить. Сейчас сложно понять, откуда была такая уверенность, но тогда, после примерно десяти часов игры это казалось самим собой разумеющимся. Усталый мастер не придал этому значения, но партия идею подхватила. Всю неделю в скайповской переписке шло обсуждения вариантов поджога, способов эффективного подпирания двери, расчеты необходимого количества припасов и так далее. На следующей сессии среди первых фраз мастера была "Вы что, серьезно что ли???", которая нас почему-то не насторожила. В итоге мы разодрали два вещмешка, потратили всю наличествующую веревку, целый день гоняли рейнджера за трутом и особо дымными травами в лес через всю пещеру. И таки разожгли! Но вместо гоблинов дебафы от едкого дыма получили мы сами, хотя уже не помню какие. Оказалось, что за дверью были еще выходы на поверхность к поселению, в котором зеленокожие и обретались. Веревок, кстати, тогда очень сильно не хватало, хотя вещмешками разжиться удалось.
Иногда в основу плана идет слишком хорошее знание правил и желание блеснуть каким-то очень прикольным эффектом. На одной из недавних сессий группа подошла к полуразрушенному форту, занятому гноллами. Жрец предложил кастануть на камушек темноту и под его прикрытием пробраться в укрепление. По идее, камень должен был распространять лучи тьмы, которые не давали бы видеть группу стрелкам из форта. И все бы хорошо, но никто не подумал, что и группе оно ничего видеть не даст. Ну не видно, что же теперь. Идем по памяти, благо перед этим ворон мага полетал сверху и примерно прокаркал, обстановку внутри. Партия вглядывалась во тьму, готовая одарить мечом первый намек на гнола, но совершенно забыла про ловушки. Вор, вполне закономерно, найти их не мог, все из-за той же тьмы. Градус обсуждения повысился уже после первого упавшего в яму авантюриста. В попытках вытащить его туда же упало еще двое, и только после этого страдальцы смогли нащупать опущенную им в помощь веревку. Встреча с гнолом показала, что вероятность промаха играет не только в пользу партии, но и обороняющимся тоже помогает. Первый фраг был заработан таки под покровом магической темноты, но этот успех стоил почти половины совокупного здоровья партии. Призыв выбросить магический темновой камень был дружным, громким и очень нелитературным. После этого гнолы были скрошены за считанные раунды, причем половина усилий ушла на экстренный отхил пострадавших в первой части действа.
Когда планы рушатся, игроки склонны вспоминать мастерский произвол, нарушение требований к сложности столкновения и тому подобное. Это бывает, в конце концов и мастера тоже люди. Однако стоит помнить, что самонадеянность игроков часто играет ничуть не меньшую роль в угроблении партии.