Найти тему

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Храм Рождества Пречистой Богородицы в Старом Симонове был основан преподобнымСергием Радонежским в день праздника Рождества Богородицы — 8 сентября 1370 года,ровно, за десять лет до Куликовской битвы.По его благословению и молитве великий князь Дмитрий Донской победил полчища Мамая.Среди многочисленных героев, отдавших "души своя за други своя", известные монахи-воиныАлександр Пересвет и Андрей (Ирадион) Ослябя, которые погребены в этом московском храме. Храм-памятник славы Куликова поля, каменный четверик которого сложен ещё в 1509 году,а в алтарной части в апсидных проёмах видна окаменевшая дубовая тяга, сохранился до нашихдней, несмотря на древность, годы испытаний и лихолетья. Создание Симонова монастыря стало совместным делом преподобного Сергия Радонежскогои его ближайшего ученика, на которого он возлагал большие надежды, постриженника Феодора,племянника по родству. Удобное для уединённой молитвы расположение обители на мысу между заросшими лесомоврагами, не давало возможности её расширить, чтобы укрепить и использовать для обороныот врага. Поэтому все строения и крепостную стену с башнями стали возводить на полверсты ближе к древней Брашевской дороге — на более обширное место. Преподобный Сергий благословил начало строительства соборного храма во имя УспенияПресвятой Богородицы и это было основанием Нового Симонова монастыря. Однако заложенный в 1379 году собор освятили лишь через 26 очень сложных для нашего государства лет — 1 октября 1404 года.Всё это время богослужебная жизнь протекала в маленьком храме Рождества Богородицыв Старом Симонове, у стен которого были похоронены воины-монахи. Со временем храм Рождества ушёл в тень могучих крепостных стен и башен Нового Симоновамонастыря и смиренно нёс свою службу. В 1509 году деревянный храм был разобран и на его месте сооружён каменный, именно тот,который встречает нас сегодня. В смутные времена храм Рождества Богородицы терпел невзгоды и разорения, как и всяМосква. В 1612 году поляки и литовцы разграбили Симонов монастырь, захватив драгоценныедары князей и царей российских — с икон срывали оклады, из храмов выносили церковнуюутварь.

В Москве, в 1771 году свирепствовала моровая язва и Симонов монастырь был обращён в чумной изолятор. Монастырскую братию перевели в Новоспасский монастырь и обительсо временем пришла в запустение, затем была упразднена, а здания переделаны под военный госпиталь.

В храме Рождества, в 1787 году при митрополите Платоне, была построена тёплая трапезная и колокольня, при этом надгробие иноков оказалось под спудом колокольни.Митрополит Платон хлопотал о восстановлении монастыря, но после петровских реформ и при отсутствии патриаршества, сделать это было нелегко. Обитель была возобновлена черезчетверть века архимандритом Игнатием. Могилы героев Куликовской битвы не забываются, так, в правление Екатерины II, в 1794 году,над ними была установлена белокаменная плита с надписью. Спустя 200 лет история повторилась. Наполеоновские войска, вошедшие в Москву, штурмомвзяли обитель и разграбили её. В Успенском соборе была устроена конюшня, а келиизаняли солдаты. Церковную серебряную утварь и награбленное в дворянских домах серебропереливали в слитки.

Шли годы. По благословению святителя Филарета трапезная и колокольня храма Рождестваперестраивались, были возведены два придела — во имя Николая Чудотворца и СергияРадонежского. Перестройка трапезной привела к тому, что могилы схимонахов Пересвета иОсляби оказались внутри церкви, поэтому камень был вытащен и установлен перед храмомкак памятник, а над могилами установили чугунную ажурную сень каслинского литья и повесилидрагоценные лампады.

Конец XIX века — это новые времена в России, перелом эпох.Уже нет той природы, которая окружала храм Рождества. На месте зелёных лугов и пруда,который воспевал Карамзин в "Бедной Лизе", появились заводские корпуса, склады, окружнаяжелезная дорога с разъездами и неуклюжие дома бедных заводских тружеников. Высокиесосны вырублены, вместо рощи канавы, заборы и путепроводы.

В 1900 году церковь в Старом Симонове посетил император Николай II с женой и свитой.Из Успенского собора монастыря венценосные паломники перешли на территорию древнейцеркви Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы почтить память иноков. Государь император с гордостью рассказал настоятелю о традиции Русского флота иметь в своём составе корабли носящие имена Пересвета и Осляби.

После революции, когда небо над православной Русью заволокли глухие тучи безбожия,храм оказался на краю гибели. В 1929 году была принята директива, в которой религиозныеорганизации были названы главной легальной контрреволюционной силой.Закрывались, а затем сносились самые древние и известные храмы Москвы. Осенью 1929 года закрыли последний храм Симонова монастыря, а уже в январе 1930 годабыли взорваны пять из шести его церквей, Сторожевая и Тайнинская башни и практически вся монастырская стена, кроме южной части, дошедшей до нас. Приходской храм Рождества постигла бы та же участь, но расширяющемуся заводу "Динамо"срочно нужна была компрессорная и по экономическим причинам было решено устроить еёв "готовом здании" церкви. Снесли главу и барабан, трапезную надстроили, а колокольнюразобрали на кирпичи для надстройки. Металлическая сень ушла на металлолом, росписьстен была не счищена, а просто закрашена олифой и белой краской, поэтому 80% фресокбыло сохранено и в последствии восстановлено.В стенах храма, на полутораметровой глубине фундаментов, разместили огромныекомпрессоры и воздухопроводами увязали всё здание с цехами. В 1966 году начались разговоры о восстановлении исторических памятников,в 80-е годы это было услышано властями. Завод "Динамо" поглотивший церковь своейрежимной территорией не торопился освобождать её из своих оков.Судьба храма волновала православных верующих, деятелей культуры, писателей, журналистов,которые выступали в прессе и говорили о значении памятника русской культуры в веках.Большой вклад в решении проблемы внесли писатель В. Распутин, космонавт В. Севастьянов,глава правительства Н. Рыжков.Первые добровольные субботники москвичей в помощь реставраторам начались в 1983 году.Между компрессорами было определено место захоронения иноков и грунт не был потревожен.К лету 1988 года была размечена территория вокруг храма, установлен забор и устроен мостна сваях для прохода к храму над цехами и территорией завода. Сейчас — это узкий проход между заборами и корпусами частной фирмы по изготовлению мебели известной эстрадной певицы. Первая служба со времени закрытия храма была совершена 1 июня 1989 года — в день празднования памяти святого Дмитрия Донского, а 22 июля храм вернули Русской Православной церкви. Это был первый в Москве возвращённый в послехрущёвские времена храм. После полной реставрации храма Рождества Богородицы, в дар, из запасников музеевстали возвращаться иконы. Особенно почитаются чудотворная Тихвинская икона БожиейМатери, икона Пресвятой богородицы Влахернская, икона "Положение ризы". Над героями Куликова поля горит Неугасимая лампада от благодарных потомков.

Не только упокоением иноков славен Симоновский монастырь — отсюда ушли в северныевологодские земли великие преподобные старцы Кирилл и Ферапонт, чтобы нести СловоБожие в дикие необжитые места, чтобы основать там известные ныне монастыри: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.

Возле храма Рождества захоронен герой войны 1812 года — композитор А. Алябьев (1787-1751),создатель любимого всеми "Соловья".

В Ново Симоновом монастыре идет частичная реставрация, ещё не вся территорияобители выкуплена у частных владельцев, слишком дорогая земля в Москве.