Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться.
Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар катастройки и реставрации капитализма в его диком виде, и как стал, наоборот, жировать шоу-бизнес, так меня и отвратило. (А вчера Жванецкий умер. А меня и от него отвратило давным-давно.) Какой-то я до отвратительности самому себе серьёзный.
У тут на глаза попал маринист Ревелиоти. С картинами, одна другой шикарней.
Ну с ума сойти от красоты…
А чувствую, что надо ругать.
Про первую в фейсбуке написано: «Встречайте художника в Нью-Йорке - Art Expo Нью-Йорк 2014».
Художник одессит, вроде. В Одессе в тот год почти полсотни людей сожгли живьём. А ему хоть бы хны.
И я ж против выражения идеи "в лоб".
И подумалось, мне: а нельзя ли применить «фэ» Алленова по отношению к «Последнему дню Помпеи» как к живописи эффектов, превратив «фэ» в «во»? – От беспомощности, мол, и бурления чувств эта эффектность у Ревелиоти… Как и обычный романтизм возник от моря крови французской революции и наполеоновских войн во имя Разума… От крови и ужасов революции Гидности (это «гордости», а не «гадостности)…
««Эстетика эффектов» рассчитывает на зрителя-хищника… Нужен не бобр, умное животное, строитель, нужен бобровый воротник, который можно сделать из убитого бобра… ценно занимательное и поразительное… как раз имея в виду ту жажду эффектного, которая явилась характерной чертой эстетического кодекса 30-х годов – эпохи упадочного романтизма [все революции в Европе провалились для мелкой буржуазии, которая и рождала художников {в Италии и Молдавии в 21-м, в Испании и Португалии в 23-м, в России в 25-м, во Франции в 30-м; а на Украине, собственно, тоже – с точки зрения бунтовавших против олигархата}], породившей спрос не на романтизм, а на романтический штамп, на «нечто в романтическом духе», то есть именно на соответствующий эффект. В этом своём «фасадническом» виде, «обезвреженный», лишённый своего первоначально революционного содержания [но то ж был совсем иной романтизм, не психологический, а гражданский! Алленов ошибся?!?], романтизм мог быть легко усвоен официальным искусством [да и художниками, например, Ирмой Крат, майдановкой, униженной майданской властью: «Я в плену {антимайданном} так не плакала, как я плакала две недели на свободе» - https://www.svoboda.org/a/25478843.html]» (Аленов. В кн. Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980. С. 143).
Это всё же можно считать обыкновенным психологическим романтизмом (бегством в свой прекрасный внутренний мир от ужасного внешнего мира). Алленов просто в 1980-м году был ещё вполне советским человеком, а советская власть плохо относилась к психологическому романтизму: как к реакционному, в пику романтизму гражданскому, революционному.
До сих пор я относился к Алленову, как к богу. А, оказывается, и он не бог.
А он именно оплошал. Совсем не в «фасадническом»качестве предстают романтики, когда рисуют пейзаж своей души лишенца, души прекрасной на фоне ужасного внешнего мира. Ультракрасота оказывается такой странностью, которая свидетельствует о наличии у автора подсознательного идеала (этого вот прекрасного внутреннего мира).
Я думаю, что если кто спросит Ревелиоти, не душу ли свою он рисует, - он удивится.
А не был бы он одессит…
Первая его, 22-хлетнего, выставка была в Одессе в 2000 году, и он получил там Гран При. То есть уже была эта ультракрасота. Я тогда там жил. И знаю, что чуткому человеку уже тогда было мучительно больно смотреть, куда катится Украина со своей самостийностью (как катилась Франция с лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!», как Наполеон – со своим культом Разума). Было от чего стать романтиком.
7 ноября 2020 г.