Найти тему
СВОЛО

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться.

Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар катастройки и реставрации капитализма в его диком виде, и как стал, наоборот, жировать шоу-бизнес, так меня и отвратило. (А вчера Жванецкий умер. А меня и от него отвратило давным-давно.) Какой-то я до отвратительности самому себе серьёзный.

У тут на глаза попал маринист Ревелиоти. С картинами, одна другой шикарней.

Ревелиоти. Восход луны в Затоке. 2013. Холст, масло.
Ревелиоти. Восход луны в Затоке. 2013. Холст, масло.
Ревелиоти. Тилигульский лиман. 2011. Холст, масло.
Ревелиоти. Тилигульский лиман. 2011. Холст, масло.
Ревелиоти. Черноморский прибой. 2010. Холст, масло.
Ревелиоти. Черноморский прибой. 2010. Холст, масло.
Ревелиоти. Волна. 2008. Холст, масло.
Ревелиоти. Волна. 2008. Холст, масло.
-5
Ревелиоти. Река. 2005. Холст, масло.
Ревелиоти. Река. 2005. Холст, масло.
Ревелиоти. Сумерки. 2006. Холст, масло.
Ревелиоти. Сумерки. 2006. Холст, масло.

Ну с ума сойти от красоты…

А чувствую, что надо ругать.

Про первую в фейсбуке написано: «Встречайте художника в Нью-Йорке - Art Expo Нью-Йорк 2014».

Художник одессит, вроде. В Одессе в тот год почти полсотни людей сожгли живьём. А ему хоть бы хны.

И я ж против выражения идеи "в лоб".

И подумалось, мне: а нельзя ли применить «фэ» Алленова по отношению к «Последнему дню Помпеи» как к живописи эффектов, превратив «фэ» в «во»? – От беспомощности, мол, и бурления чувств эта эффектность у Ревелиоти… Как и обычный романтизм возник от моря крови французской революции и наполеоновских войн во имя Разума… От крови и ужасов революции Гидности (это «гордости», а не «гадостности)…

««Эстетика эффектов» рассчитывает на зрителя-хищника… Нужен не бобр, умное животное, строитель, нужен бобровый воротник, который можно сделать из убитого бобра… ценно занимательное и поразительное… как раз имея в виду ту жажду эффектного, которая явилась характерной чертой эстетического кодекса 30-х годов – эпохи упадочного романтизма [все революции в Европе провалились для мелкой буржуазии, которая и рождала художников {в Италии и Молдавии в 21-м, в Испании и Португалии в 23-м, в России в 25-м, во Франции в 30-м; а на Украине, собственно, тоже – с точки зрения бунтовавших против олигархата}], породившей спрос не на романтизм, а на романтический штамп, на «нечто в романтическом духе», то есть именно на соответствующий эффект. В этом своём «фасадническом» виде, «обезвреженный», лишённый своего первоначально революционного содержания [но то ж был совсем иной романтизм, не психологический, а гражданский! Алленов ошибся?!?], романтизм мог быть легко усвоен официальным искусством [да и художниками, например, Ирмой Крат, майдановкой, униженной майданской властью: «Я в плену {антимайданном} так не плакала, как я плакала две недели на свободе» - https://www.svoboda.org/a/25478843.html]» (Аленов. В кн. Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980. С. 143).

Это всё же можно считать обыкновенным психологическим романтизмом (бегством в свой прекрасный внутренний мир от ужасного внешнего мира). Алленов просто в 1980-м году был ещё вполне советским человеком, а советская власть плохо относилась к психологическому романтизму: как к реакционному, в пику романтизму гражданскому, революционному.

До сих пор я относился к Алленову, как к богу. А, оказывается, и он не бог.

А он именно оплошал. Совсем не в «фасадническом»качестве предстают романтики, когда рисуют пейзаж своей души лишенца, души прекрасной на фоне ужасного внешнего мира. Ультракрасота оказывается такой странностью, которая свидетельствует о наличии у автора подсознательного идеала (этого вот прекрасного внутреннего мира).

Я думаю, что если кто спросит Ревелиоти, не душу ли свою он рисует, - он удивится.

А не был бы он одессит…

Первая его, 22-хлетнего, выставка была в Одессе в 2000 году, и он получил там Гран При. То есть уже была эта ультракрасота. Я тогда там жил. И знаю, что чуткому человеку уже тогда было мучительно больно смотреть, куда катится Украина со своей самостийностью (как катилась Франция с лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!», как Наполеон – со своим культом Разума). Было от чего стать романтиком.

7 ноября 2020 г.