За время пандемии удаленная работа стала привычным форматом. И многие технологические гиганты были ее главными сторонниками. Пока одни считают, что люди способны эффективно работать из любой точки планеты, а офис — это пережиток прошлого, другие настроены скептично. Предприниматель и венчурный капиталист Николай Давыдов объяснил, в чем главные проблемы удаленной работы, на примере Facebook и Google.
Сотрудники массово переезжают
Работники уезжают в более дешевые штаты, чтобы меньше платить за аренду квартиры. Перед компанией встает вопрос: снижать ли зарплату сотруднику, переехавшему в менее дорогое для жизни место. Именно так сначала собирался поступить глава Facebook Марк Цукерберг. Однако людей это не остановило, а зарплату им так и не понизили. Ведь работники платят в Калифорнии налоги, а уехали они только на время.
Эта ситуация создает несправедливые условия для сотрудников. Изначально система зарплат в корпорациях была устроена так, чтобы работники на одной позиции имели примерно одинаковый уровень жизни — вне зависимости от того, живут они в местах, где аренда стоит дешево или запредельно дорого. Сейчас сотрудники из дорогих регионов переезжают в более дешевые, сохраняя высокий доход — и оказываются сравнительно гораздо богаче своих коллег, которые изначально жили в более дешевых регионах и получали из-за этого более низкую зарплату.
Кроме того, многие стали путешествовать и работать в дороге. С одной стороны, у людей появилось больше свободы и выполнять свои задачи они могут из разных мест. С другой — компании порой даже не знают, где находится их сотрудник в рабочее время.
Растет уровень бюрократии
Тут все просто — раньше люди были в офисе, а процессы на виду. Из-за удаленки работодателям стало гораздо сложнее контролировать, что происходит, насколько эффективно выполняются задачи и чем заняты сотрудники в рабочее время. Из-за этого приходится создавать сложные формальные процедуры для вещей, которые раньше решались в ходе короткой личной встречи. Все это привело к тому, что крупные компании и даже небольшие стартапы обросли бюрократией. А это, в свою очередь, снизило уровень инициативности и ответственности. И привело к следующей проблеме.
Падает креативность
Сотрудники лишились живого неформального общения. Именно беседы друг с другом и споры наталкивали работников на интересные мысли. Даже сами офисы технологических гигантов — например, Google — устроены так, чтобы люди проводили там как можно больше времени за работой, отдыхом и общением с коллегами. В такой атмосфере генерить новые креативные решения куда проще — это происходит как бы само собой за будничными разговорами у кулера и на офисной кухне. Лишившись возможности много общаться, люди стали куда реже выдавать по-настоящему инновационные идеи. А ведь это движущая сила для технологических компаний — не создавая новые продукты и фичи, они теряют конкурентное преимущество.
Люди стали меньше работать
Это, наверное, самый неожиданный эффект от удаленки. Стереотип о том, что люди станут продуктивнее, если не будут тратить время на дорогу в офис, не оправдал себя. Дело в том, что у сотрудников не всегда есть возможность сосредоточиться дома больше чем на 30 минут. Особенно тяжело тем, у кого есть маленькие дети, которые не ходят в школу. Соответственно, производительность труда резко упала.
Раньше Facebook стимулировал сотрудников работать больше, создавая им максимально комфортные условия в офисе — бесплатная еда, врачи, все необходимое для работы и жизни. Сейчас эта система больше не работает. Людям приходится тратить время на решение всех бытовых вопросов, которые раньше брал на себя работодатель. Это время часто отнимается от рабочих часов. А у компаний не осталось способов мотивировать сотрудников работать дольше.
А есть ли у вас опыт работы на удаленке? Расскажите в комментариях, сталкивались ли вы с проблемами, описанными в тексте?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, это важно для развития проекта Тренды. Спасибо!