Воспоминания члена команды американского крейсера, пережившего трое с половиной суток в воде я приведу ниже. А пока к заголовку статьи. По крайней мере экипаж бомбардировщика "Энола Гэй", сбросивший "Малыша" на Хиросиму считал это возмездием за гибель крейсера и написал на её корпусе: "«Подарок» за души погибших членов экипажа «Индианаполис»".
Капитан 3 ранга Мотицура Хасимото, командир "I-58", потопившей американский крейсер, который доставил боевые заряды к атомным бомбам на остров Тиниан, вспоминал: "...об этом я прочел в марте 1949 года в одном журнале. Статья была озаглавлена: «Соединение атомных бомбардировщиков — курс на Хиросиму»"
Все подробности гибели "Индианаполиса" описаны многократно, я хотел бы остановиться на судьбах участников этого эпизода Мировой войны.
Часть команды "I-58"
Часть команды американского крейсера:
Были у этих ребят и более весёлые моменты:
Это был последний крупный американский корабль, погибший в ту войну, а количество погибших при этом моряков кое-кто считает наибольшим разовым уроном на флоте США. В общей сложности из 1196 человек, находившихся на борту “Индианаполиса” погибло 879.
Командовал крейсером на тот момент Чарльз Батлер Маквей 3-й, блестящий сорокасемилетний офицер. Он был награждён "Серебряной звездой" за мужество под огнём врага. Во время битвы за Окинаву весной 1945 года, в ходе которой зенитные орудия "Индианаполиса" сбили семь самолетов противника, прежде чем 31 марта корабль был поражен камикадзе , что привело к тяжелым потерям. Маквей благополучно вернул корабль на остров Мэр в Калифорнии для ремонта.
После гибели "Индианаполиса" он стал единственным командиром на флоте США, осуждённым за гибель своего корабля. При том, что кораблей погибло около 380 единиц. Основным аргументом обвинения было то, что он не принял необходимых мер предосторожности, в частности, не вёл крейсер противолодочным зигзагом. Хотя на суд был привезён из Японии Хасимото и он доказал, что обстоятельства сложились так, что никакой зигзаг спасти "Индинаполис" не смог бы. На снимке командир "I-58" даёт показания на следствии:
В своей книге « Покинуть корабль» автор Ричард Ф. Ньюкомб излагает мотив, по которому адмирал Кинг приказал устроить Маквею трибунал. По словам отца Чарльза Б. Маквея, тоже адмирала,"Кинг никогда не забывал обиду". Кинг был младшим офицером под командованием отца Маквея, когда Кинг и другие офицеры затащили женщин на борт корабля. За это адмиралом Маквеем в досье Кинга была внесена запись с выговором. «Теперь, - бушевал он, - Кинг использовал моего сына, чтобы отомстить мне».
Немного о личности адмирала флота Эрнеста Джозефа Кинга, занимавшего на тот момент должности главнокомандующего флотом США и начальника военно-морских операций, став самой важной фигурой на флоте (и единственным человеком, когда-либо занимавшим оба назначения).
Обратите внимание на уголок платка, торчащий из кармана под орденскими планками. Это был фирменный стиль адмирала британского флота Дэвида Битти времён Первой мировой войны, которому следовали многие офицеры. Не будем напоминать о большой роли Кинга в действиях американского флота, его достижениях и промахах, лишь посмотрим, что говорили современники о его личностных качествах. Он был требовательным и авторитарным, мог быть резким и жестоким по отношению к подчиненным. Кинга широко уважали за его способности, но не любили многие офицеры, которыми он командовал.
Например, генерал Дуайт Эйзенхауэр жаловался в своем личном дневнике, что адмирал Кинг «является произвольным, упрямым типом, не слишком умен и склонен к издевательствам над младшими». Военный историк Джон Рэй Скейтс описал Кинга как «пожалуй, самого нелюбимого лидера союзников во время Второй мировой войны», добавив, что только «у британского фельдмаршала Монтгомери могло быть больше врагов ... Кинг также любил вечеринки и часто пил до избытка, он приберегал свое обаяние для жен других морских офицеров. На работе он «всегда казался злым или раздраженным». Его собственная дочь сказала: «Он самый уравновешенный человек в ВМС США. Он всегда в ярости. " Франклин Д. Рузвельт однажды описал Кинга как человека, который «каждое утро бреется паяльной лампой».
Хотя приговор был отменен тогдашним министром военно-морских сил США Джеймсом Форрестолом из-за храбрости Маквея перед потоплением и Маквей со временем был повышен в звании до контр-адмирала,
но карьера его была в принципе загублена и в 1949 году он ушёл в отставку. На протяжении всей своей жизни Маквей получал язвительные письма и телефонные звонки от убитых горем родственников погибших членов экипажа, которые служили на борту « Индианаполиса» . Например: “С Рождеством! Этот праздник в нашей семье проходил бы намного веселее, если бы ты не убил моего сына”.
И хотя выжившие создали комитет в его поддержку, в 1968 году он покончил с собой, выстрелив в себя из служебного пистолета в своем доме в Личфилде , штат Коннектикут, держа в руке игрушечного моряка, которого он получил еще мальчиком как талисман на удачу.
В 2000 году в результате дополнительных расследований он был полностью реабилитирован.
Командир подлодки, погубившей "Индианаполис", не дожил 5 дней до этой реабилитации. Мотицура Хасимото сам прошёл по лезвию ножа во время суда над Маквеем. Дело в том, что его лодка была вооружена в том числе и человекоуправляемыми торпедами "Кайтэн". Имелись (и имеются) большие подозрения, что они были использованы и против "Индианаполиса". Хасимото категорически отрицал это, а документальных подтверждений не нашлось. Японского командира можно понять - использование такого оружия считалось военным преступлением и наказание могло быть самым тяжким, учитывая количество жертв. Однако доказать ничего подобного не удалось и он вернулся в Японию
Потом долго ходил по тем же местам в качестве капитана торгового судна, а в итоге стал синтоистким священником, как и мечтал его отец до поступления сына в военно-морское училище.
А теперь из воспоминаний Льиса Л. Хейнса, врача на "Индианаполисе". В частности, он пишет, что практически не видел акул. Впрочем, вот некоторые выдержки.
Я прошёл по борту корабля и прыгнул в залитую мазутом воду. По корпусу продолжали спускаться люди. Я не хотел, чтобы меня затянуло в водоворот и оттокнувшись ногой от корпуса, постарался отплыть подальше. Когда корабль наконец затонул, он находился в сотне ярдов от меня. Большинство выживших было растянуто на расстоянии от полумили до мили позади корабля.
С момента попадания торпед прошло всего 12 минут. Мы начали собираться вместе. Пребывание в воде не было неприятным ощущением, за исключением того, что мазут попал вам в нос и глаза. Мы все выглядели одинаково, все в чёрном жире - белые глаза и красные рты.
На фото один из спасённых:
Всем, кто наглотался мазута, стало плохо, их одолевала рвота. Не у всех были спасательные жилеты и их обладатели поддерживали на воде товарищей без жилетов. С рассветом в нашей группе оказалось от трёхсот до четырёхсот человек. Я начал отыскивать раненых и мёртвых. Мёртвых можно было определить, ткнув пальцем в глаз и если зрачок не реагировал, то тело освобождали от жилета и передавали его живым.
Я снимал с погибших опознавательные жетоны, предварительно прочтя "Отче наш". В итоге у меня собралось такое количество жетонов, что я не мог удерживать их в руках. До сих пор, когда я пытаюсь произнести "Отче наш" или слышу эту молитву, мне становится не по себе.
Во вторую ночь, чтобы не потеряться, мы все просунули руки в жилеты товарищей, самые ослабевшие находились в центре группы. Кое-кто даже смог задремать на несколько минут. Я ничего не мог поделать, кроме как давать советы, хоронить мертвых и пытаться удержать людей от питья соленой воды. Когда мы удалились от разлива мазута, кристально-чистая вода вызывала неодолимое желание напиться.
У тех, кто не смог удержаться, начинался сильный понос, что ещё более обезвоживало организм, а потом они впадали в маниакальное состояние. Сперва мы пытались помочь им, но потом заметили, что стараясь спасти тех, кто оказался настолько безрассудным, что напился морской воды, теряем нормальных парней. Как бы ужасно это ни звучало, но в конце концов мы оттолкнули их от основной группы, потому что это было необходимо.
Вода была теплой и подходящей для купания. Но температура тела выше и если вы погрузите кого-нибудь по подбородок в эту воду на пару дней, вы его переохладите. Так что ночью мы связывали всех вместе, чтобы согреться. Но у многих всё равно был сильный озноб, который приводил к лихорадке и бреду.
Во вторник вечером какой-то парень начал кричать: «Здесь японец, он пытается меня убить». А потом все начали драться. Они были совершенно не в своем уме. Той ночью многие погибли. За ночь все развязались и рассыпались в разные стороны. Но нельзя винить людей. Это была массовая истерия. Когда мы снова собрались вместе на следующий день, нас стало намного меньше.
Я видел только одну акулу. Я помню, как протянул руку, пытаясь схватить её. Я подумал, может, это будет еда. Однако, когда наступала ночь, что-то наталкивалось на вас в темноте или касалось вашей ноги, и вы удивлялись, что это было. Но, честно говоря, за все 110 часов, что я был в воде, я не видел, чтобы на человека напала акула. Однако эсминцы, которые впоследствии подобрали тела, обнаружили большое количество следов их укусов. В отчете, который я прочитал, было сказано, что изуродовано 56 тел. Может быть, акулы довольствовались мертвыми; им не приходилось кусать живых.
Эти наблюдения не соответствуют сложившемуся мнению о количестве жертв акул. Но с другой стороны, зачем бы доктору врать? И в любом случае, что предпочтительнее - погибнуть в муках от последствий атомной бомбардировки или переохлаждения и обезвоживания посреди океана воды?
Ещё о жертвах моря:
Что есть на море, когда есть нечего?
К чему может привести морская качка
...................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь