Все знают, что дистанционное обучение - это не качественное обучение. Учителя обвиняют министерство, родители обвиняют учителей, директор - тоже учителей. Но в чем на самом деле проблема с дистанционкой в школе?
1. Техническая оснащенность детей
Для успешной организации обучения у детей должна быть 100% техническая оснащенность. Этого нет. И не будет, может быть, никогда. Но до тех пор, пока хотя бы у одного учащегося нет возможности заниматься, это нельзя считать образованием. По логике государство должно обеспечить ребёнка средствами обучения, так же как обеспечивает учебниками, но делать это, конечно же, никто не собирается. Выход один - индивидуально передавать задания. Но это дискриминация по отношению к ребёнку в качестве и объёме получаемых знаний. Он, выходит, полагается только на себя и свой учебник. Индивидуальные консультации по телефону - неэффективно и накладно для учителей.
2. Копьютерная грамотность детей
Стремится к нулю. Родители скажут, что на дистанте сидели и помогали детям подключаться к этим всяким платформам. Некоторые нанимали специального человека, чтобы он обучил ребёнка пользоваться почтой, браузером и т.п. Казалось бы, это поколение, которое родилось со смартфоном в одной руке и планшетом в другой, но это касается только игр. Они не имеют абсолютно никаких базовых компьютерных умений, а зачем им это. В играх этого не требуется, для жизни им хватает мессенджеров (именно поэтому многие дети настаивали на том, чтобы отправлять домашние задания через вотсап, а не по почте, потому что тупо не умеют). Мы совершенно не подготовили детей к такому опыту, поэтому классные руководители часто исполняют роль техподдержки вместо того, чтобы заниматься своей реальной работой.
3. Компьютерная грамотность учителей
Тоже стремится к нулю, особенно старшее поколение, которые считают, что раз жить осталось два понедельника, то зачем новому учиться. Когда на дистанте от родителей полилась критика в отношении большого количества платформ, сложности подключения и т.п. родители не хотели встать на место учителей, которые тоже были к этому не готовы и делали, что могли. Нас тоже никто не готовил и не учил. Нас в это бросили и сказали, делайте, как хотите, но чтобы было. Множество обучающих вебинаров появилось уже после этой ужасной весны, когда учебный год окончился, но и они, в основном, являются бесполезными, т.к. те, кто их устраивает не пониманиет, что происходит в школе.
4. Реального обучения не происходит
Почему бесполезны эти вебинары из пункта 3? Да потому что они рассчитаны на ведение урока онлайн, через зум или подобные платформы, а на практике, когда до дела дошло, администрация практически запретила это делать, потому что количество времени занятий ребёнка за компьютером не должно превышать рекомендуемое. А если онлайн уроки проводятся, возникают другие проблемы, связанные с техническим оснащением и компьютерной грамотностью детей. Выходит, что в лучшем случае ребёнку дают ссылку на видеоурок, который он то ли посмотрит то ли нет, а в худшем - презентацию или страницу в учебнике. Тут, конечно, сразу идёт фильтрация детей посообразительнее от, ну, менее сообразительных. Кто-то способен так воспринимать информацию, а кто-то хоть целый день ее читать будет, ничего не поймёт. Конечно, первый тип с домашним заданием справится быстро, а второй потратит много времени. И в итоге родители жалуются, что слишком много задают, хотя проблема в другом. Как этого избегать? Ну в теории, нужно предлагать материал, с которым справятся все, но на практике это сделать сложно, т.к. всегда найдётся тот, кто напишет учителю сообщение: "Я не понел, обьисните".
5. Зарплата учителей на дистанте фактически уменьшилась
Нет, платят, конечно, так же, но почему-то никто не считает затраты на Интернет, звонки по телефону, электричество, ведь я это использую в рабочих целях, а не для себя. Кроме того, работа сверхурочно - почему за это не предусмотрели доплаты? Да многие, даже школьная администрация, воспринимают нашу работу так, как будто мы дома отдыхаем, когда на самом деле ты работаешь с момента как открыл глаза и до момента как лёг спать. К тому же директор откровенно и грубо ставит перед фактом - ты должен быть на связи 24 часа в сутки. Никакого трудового режима, как будто мы дешёвые фрилансеры. Я трачу свое личное неоплачиваемое время, трачу мобильный интернет, трачу деньги на звонки, чтобы что? Чтобы спасибо сказали. И этого не дождёшься.
6. Нет методик под данную целевую аудиторию
Все платформы и сервисы ориентированы главным образом на работу с копьютером, а у детей главный инструмент - смартфон. Все. Это как дарить книгу человеку, который читать не умеет. Как просить нарисовать рисунок того, у кого нет карандашей. Все эти онлайн уроки, платформы, презентации становятся не актуальными, так как большинство наших учеников не может пользоваться компьютером, либо они очень плохо адаптированы под мобильные. Мы выгружаем документ и требуем его прочитать, а они просто не могут его открыть. Почему они не пользуются компьютером? У некоторых его просто нет, у других его забирают родители, им тоже работать нужно. Современный мир устроен так, что смартфон стал удобнее компьютера, но в вопросе дистанционного обучения это игнориуется.
Выводы
Если нет 100% оснащенности ребёнка техническими средствами и знаниями, как ими пользоваться, никакой речи об обучении в данном случае не может быть, оно просто невозможно. Если мы выбрасываем этих детей из образовательного процесса (что мы и делаем), то мы по сути дискриминируем их по материальному положению. А если мы упорно пользуемся компьютерными программами, тогда как большая часть детей пользуется смартфоном, то это как украинцу говорить с белорусом - языки вроде похожи, а коммуникации нет.