Ни для кого не секрет, что во время первых космических полетов КК «Восток», космонавты возвращались на землю путем катапультирования из спускаемого аппарата на высоте 7км.
В этой статье я расскажу о конструкции катапультного кресла корабля «Восток», а так же штатном режимом работы, т.е. процессе катапультирования при приземлении СА.
Изначально планировалось, что космонавт будет летать без скафандра, однако, уже на этапе разработки кресла в связи с изменением ТЗ, в него внесли дополнительные пороховые ускорители для обеспечения спасения космонавта на старте в случае аварии ракеты-носителя. Решение отказаться от полетного костюма в пользу полноценного скафандра, также требовало изменения в кислородно-вентиляционной системе.
Катапультируемое кресло КК «Восток» являлось рабочим местом космонавта и штатным средством покидания КК т.к. система мягкой посадки в то время еще отсутствовала.
Кресло по внешней форме напоминало открытый спереди и сверху усеченный конус. Снизу каркас был закрыт крышкой. Верхняя часть каркаса представляла собой парашютный контейнер, в котором располагался основной и тормозной парашюты.
Кресло имело три пары роликов и три пары бобышек, которыми оно связывалось с рельсами, установленными в пусковом аппарате. Фиксация кресла от перемещения вдоль направляющих рельс осуществлялась стреляющим механизмом, один конец которого был закреплен к узлу на кресле, а второй – к узлу на спускаемом аппарате.
Угол между плоскостью спины и плоскостью, проходящей через ось роликов составлял 2 градуса. Угол между осью носителя и плоскостью спины пилота составлял 65 градусов. Угол меду плоскостью спинки и плоскостью сидения -111 градусов. Такое угловое положение поверхностей спинки сидения обеспечивали наилучшее перенесение космонавтом перегрузок.
Внутри кресла, между вертикальными бимсами, находилась отделяемая спинка, на которой был закреплен запасной парашют и заголовник. В нижней части кресла имелся отсек для НАЗа. В левом бимсе размещался пиромеханизм подтяга плечевых ремней, а в правом их растопорение. В верхней части бимсов располагались замки тормозного и основного парашютов и замок крепления спинки кресла.
В отсеках под наружной обшивкой и шпангоутами располагались блоки питания, электроарматура, кислородно-вентиляционная система с коммуникациями. На нижнем шпангоуте, под крышкой располагались вентиляторы и кислородно-вентиляционная установка.
Снаружи кресла располагались три стабилизирующих щитка с отрывными технологическими электроразъемами и шлангами, зарядными штуцерами, кронштейн и упоры блока стреляющего механизма с ПРД, пушка ввода тормозного парашюта; автоматы ввода основного парашюта, система принудительного отделения космонавта от кресла, троса разделения ОРК, включение кислородного прибора НАЗа.
На передней панели КК располагались: справа – объединенный разъем коммуникаций, слева – рукоятки притяга поясных ремней, переключатель вентиляторов.
Порядок работы КК
На этапе выведения на орбиту
На всем этапе выведения кресло было готово к катапультировании в случае аварийной ситуации. Космонавт бы плотно притянут к креслу, иллюминатор гермошлема закрыт.
На орбите
Пилот мог отклоняться от спинки на 58см для удобства работы с органами управления корабля, отдыхать и спать.
На этапе спуска с орбиты
Через 10 минут после начала спуска пилоту подавался сигнал о необходимости подтяга ремней привязной системы, закрывалось остекление иллюминатора шлема.
На высоте 7км срабатывало барореле и поступал предупредительный сигнал (космонавту) команды на устройство снижения перегрузки от стреляющего механизма, автоматический подтяг привзяной системы и стреляющий механизм крышки люка СА.
Спустя 2 секунды после отстрела крышки люка, включалось стреляющий механизм кресла и происходил отстрел кресла через открытый люк.
На участке приземления.
После отстрела происходил ввод тормозного парашюта, на высоте 5км вводился в действие основной парашют и космонавт отделялся от кресла. После приземления, космонавту оказывался радушный прием, звание героя Советского Союза и почетное место в истории пилотируемой космонавтики