22 октября / 1 ноября / 4 ноября 1612 года войска Второго Ополчения под командованием К. Минина и князя Д. Пожарского взяли штурмом Китай-город. Польские интервенты отступили в Кремль, так что непосредственно в этот день победа ещё не была формально одержана. Однако положение осаждённой кремлёвской группировки поляков стало очевидно безнадёжным, и через несколько дней она капитулировала.
В связи с этим с 2005 года в России 4 ноября отмечается День Народного Единства.
Пересчёт даты семнадцатого столетия на современность не так, чтоб очень прост. 22 октября по юлианскому календарю на тот момент по григорианскому календарю соответствовало 1 ноября, а вовсе не 4-е. То есть в Западной Европе - в тех странах, где он уже использовался (так было там не везде: в Англии, в частности, на григорианский календарь перешли только в 1752 году) - на дворе стояло именно 1 ноября.
Однако прежде, когда эта годовщина отмечалась в России - на тот момент ещё Российской империи - это делалось по официальному тогда юлианскому календарю, разумеется. А в начале XX века это было уже 4 ноября по григорианскому... Одним словом, пока неясно, как оно будет дальше. Будет ли перенесено празднование, если доживёт эта традиция до XXII века, на 5 ноября, остаётся открытым.
Как бы то ни было, формальным концом Смуты стало только избрание нового царя - Михаила Романова. Но, в общем, на роль символического окончания Смуты день 4 ноября подходит не хуже многих других.
В этой связи, однако, важно понимать, что же на самом деле символизирует эта дата - если рассматривать её как момент условного окончания Смуты.
В отечественной истории Смута соответствует по значимости примерно современным ей европейским революциям. Нидерландская произошла чуть раньше, Английская - чуть позже, но суть у них была одна: Новое время окончательно вступило в свои права. В стране родилась нация. Это, так сказать, её "роды", после которых уже невозможно оспаривать её существование.
По классической схеме становления этнической идентичности - "племя - народность - нация" - каждой ступени соответствует свой тип экономики и общества. "Племя" соответствует архаичной фазе - догосударственной. "Народность" - традиционной: тому, что марксисты определяют как периоды рабовладельческого и феодального общества. "Нация" - порождение индустриального общества.
"Индустриальное общество" не обязательно подразумевает механизированное производство: первоначально промышленность оставалась мануфактурной (ручное производство, но уже с разделением труда), но это ничего не меняло. Достаточно, чтобы возникло товарное хозяйство вместо натурального. Должен появиться общенациональный рынок. На традиционной фазе развития, если весь окружающий мир, кроме одной деревни, исчезнет, в ней это едва заметят. На индустриальной же она тесно связана с экономикой остальной страны.
В России нация сформировалась на рубеже XVI и XVII веков, в Смуту она проявила себя вполне отчётливо.
Всё сразу изменилось. Прежняя феодальная аристократия - то есть владельцы земли, основного ресурса при аграрном производстве - фактически представляла собой единственный социально активный слой. Крестьяне же, то есть подавляющее большинство населения, пребывали "вне истории". Для них мало что менялось от того, кто из феодалов контролировал землю, на которой они жили. Впрочем, существовали ещё и города - зародыши товарной экономики (и, как следствие, индустриальной цивилизации) в океане натурального хозяйства.
Но теперь, после индустриального перехода, всё меняется: вся страна начинает эволюционировать и постепенно превращаться в нечто вроде большого города. Крестьяне начинают производить продукцию не только для себя, но и на продажу. Все взаимодействуют со всеми.
В результате всё население - крестьяне, горожане, феодалы - вдруг начинают осознавать себя единым целым - "народом" ("нацией"). Теперь уже "в истории" все, а не только феодалы и отчасти горожане. И если прежняя верхушка не хочет понимать, что страна - это уже не их вотчина, то им приходится в этом убедиться.
Нидерландская революция XVI века стала первым таким уроком для властей: впервые народ отреагировал на угрозу как целое - и добился независимости Северной Фландрии, хотя аристократия очень старалась этого не допустить. Английская революция XVII века продемонстрировала, что и феодальная верхушка Британии, включая короля, уже нет может решать за всех .
Ну, и русская Смута - суть нечто аналогичное.
За полвека царствования Грозного произошло первоначальное становление общества нового типа. Начала складываться товарная экономика, появились и первые мануфактуры, внутренние таможни были уничтожены. В результате чуть позже, когда династия пресеклась, и "Семибоярщина" попыталась решить судьбу огромной страны по своему произволу, неожиданно выяснилось, что существует уже исторический субъект - "народ" - который этого не позволит. Вот это и доказала Смута.
Одним словом, это было "официальное" рождение русского народа в современном понимании. Дальше он развивался, рос, впитывал новые элементы, иногда отступал, но это был и до сих пор остаётся тот же самый исторический субъект.
Такой вот национальный день рождения.