Бытует мнение, что изменения происходят благодаря усилиям, которые требуются для того, чтобы измениться.
То, что обычно люди делают – это делят себя на две части «сам» и «себя». «Сам» – это (условно) хорошая половина, а «себя» – (условно) та, которую требуется изменить. И вот Сам начинает прилагать усилия для того, чобы изменить Себя.
Это и есть внутренний конфликт.
Мы наследуем его из детства, когда «сам» – это родитель, а «себя» – это ребенок. Для того, чтобы избежать отвержения или наказания, ребенок просто начинает делать сам с собой то, что с ним раньше делали родители. В гештальтподходе это явление называется «ретрофлексия».
Ретрофлексия – это не хорошо и не плохо. Любой защитный механизм психики может быть уместным или не уместным в зависимости от контекста. Иногда бывает очень полезно остановить самого себя от импульсивных, опасных или опрометчивых действий.
Механизм защиты становится разрушительным тогда, когда он работает без осознавания, автоматически, без выбора в любом контексте.
Таким образом, обычные попытки изменений – это не изменение, это адаптация и защита. То есть, наработка навыков регулировать свои импульсы.
Когда я говорю об изменениях, я говорю о трансформации, в которую включено все человеческое существо, а не его отдельные части.
Рост и развитие для меня – это, в первую очередь, глубокое обновление за счет обогащения новым и прощания со старым, отжившим. Это так же, как смена зубов, кожи, волос.
Однако, это обновление происходит не благодаря усилиям, а благодаря прекращению борьбы.
Обычно, мы прилагаем усилия для того, чтобы избежать негативного опыта, эмоций, неприятных переживаний. И это только одна часть жизни. Вторая – это принять то, чего нельзя избежать.
Принять грусть, иногда – беспомощность или бессмысленность, ограниченность своих возможностей, возраст, безвозвратные изменения. Принять – не означает «покориться» в смысле подавить своё желание новизны, положительных эмоций, осмысленности, открытия новых возможностей и так далее.
Принять – значит «остаться здесь и сейчас», с тем, что есть. Дать и этому тоже пройти через вас.
Когда грусть, бессмысленность или беспомощность проходят через вас, они проходят так же, как волны радости и возбуждения, накатывая и отступая. Позволяя им пройти через вас, вы помогаете себе стать устойчивее, поскольку способны это прожить, и это не разрушает вас.
Когда волна отступает, то, с чем вы встречаетесь – это осознавание, что вы не разрушены, что жизнь продолжается, и у вас нет нужды бежать и прятаться от негативных переживаний, вытесняя их или отвлекая себя массой ненужных пустых действий, вещей или людей.
Экономический кризис в полной мере дает ощутить ту самую трансформацию, когда возможности ограничены и некуда бежать, поскольку кризис не только в России, это мировое изменение, переворачивающее весь мировой устоявшийся образ жизни нескольких последних десятков лет.
Как бы это ни звучало, я рада, что это происходит в первую очередь у нас.
Кризис обнаруживает нашу знаменитую природную креативность, умение сплачиваться, извлекать из своих недр новые ресурсы. Мы просыпаемся, стряхивая марево «погони за третьим автомобилем».
Оставаясь в этом месте, там где мы есть, мы способны расстаться с прошлым, обновиться и открыть новые возможности. Это – золотое время.
Мы обучаем оставаться в «здесь-и-теперь», прощаться со старым, обнаруживать спящие ресурсы и реализовывать их, развиваем креативность и возвращаем целостность.