Сегодня у нас в гостях удивительный и интересный человек: директор театра "Оперетта на Таганке", педагог по вокалу, исполнитель ведущих партий.
Знакомьтесь: Владимир Викторович Варфоломеев и его ученики.
Владимир, вот уже достаточно давно вы выступаете сразу в трех ипостасях: директор театра, педагог по вокалу и ведущий тенор. Кого в вас все-таки больше? Какая составляющая вашей деятельности для вас важнее?
Сложный вопрос, эти три позиции в моей жизни выступают как единое целое. Но вообще-то преподавать вокал я начал ещё будучи студентом на последнем курсе музыкального факультета ГИТИСа. И преподавал я вокал некоторым своим однокурсникам. На них я производил впечатление вокального фанатика не от мира сего. Занимался я с ними, конечно, тайно. Успехи они сделали, а я "набил" своё вокальное ухо. Опору дыхания мне удалось им поставить, так сказали другие вокальные педагоги. Поэтому можно сказать, что свою творческую деятельность я начал с вокальной педагогики, что педагогика - это первичная основа моего творческого процесса.
Уже позже я состоялся как певец, после вокальных занятий с прекрасным педагогом Хеленой Болеславовной Садово-Садовской. Рассказ об этом замечательном человеке и педагоге - это целая книга. Именно она сделала из меня певца и теоретически и практически подвела меня к профессиональной педагогической деятельности. Она сама училась у итальянского маэстро Бареро, которого в 30-ые годы пригласили по указанию И.В.Сталина для повышения уровня певцов Большого театра.
После четырех лет упорных занятий у Хелены Болеславовны была работа в филармонии, гастроли по стране и за рубежом.
И с 2011 года я руковожу Музыкальным театром "Оперетта на Таганке".
С точки зрения хронологии получается, что сначала педагог по вокалу, потом певец и позже руководитель театра, но в жизни всё это тесно переплетается.
Я знаю, что на специальность "директор театра" нигде не учат. Как вы стали директором театра "Оперетта на Таганке"?
Я сначала был в этом театре на должности вокального педагога и исполнял ведущие партии в спектаклях по просьбе Сичкаревой Ирины Родионовны, которая в то время руководила этим театром. Поэтому весь театральный творческий процесс я как бы изучил изнутри, к тому же Ирина Родионовна часто советовалась со мной, мы потом обоюдно решали какие-либо творческие и организационные вопросы.
Когда не стало Ирины Родионовны, мне предложили занять её место, и я согласился, чтобы сохранить театр. Пришлось осваивать всю организационно-хозяйственную деятельность постановочного процесса: костюмы, декорации, реквизит, расписание репетиций и т.д.
Вы обучаете академическому вокалу не только профессиональных певцов, не только "продолжающих", но и начинающих. И у вас все очень быстро начинают "звучать" - порой даже те, кому поставили неутешительный "диагноз", от кого отказались другие педагоги. В чем ваш секрет?
Секретов никаких нет. Это итальянская школа "Apogio", взятая от моего педагога. Надо хорошо представлять этапы постановки голоса, этапы развития вокального аппарата ученика. Всего ищут какие-то "чудеса и секреты" в вокале, которых на самом деле не существует. Правильные системные занятия приводят к должному результату.
Что такое развитие голосового аппарата? Это развитие дыхательной и не только мускулатуры, которая формирует звучание голоса. И педагог должен воспитать у ученика правильную организацию всех групп мышц и резонаторов.
Своего рода развитие певческого аппарата - это вокальный "спорт", это развитие всего организма в процессе фонации.
Единственный секрет, хотя, это скорее уже педагогический дар: педагог должен уметь своим ухом слышать все малейшие внутренние изменения, которые происходят в организме ученика во время вокализации. Слух вокального педагога должен работать как рентген.
У вас замечательный голос, вы поете все ведущие партии из репертуара театра. Как вам кажется: это талант, хорошее образование, работоспособность, удача? Поделитесь, пожалуйста, рецептом успеха.
Самое главное - это талант, который нуждается в правильной обработке. Встреча с хорошим педагогом - это главная удача в жизни певца. И, конечно, очень важна работоспособность. Ведь певцам приходится много учить наизусть, разучивать много вокальных произведений различных жанров.
Вы исполнили огромное количество ролей, спели множество партий и произведений. А осталось ли что-то, чего пока нет в вашем репертуаре, но очень хочется сыграть или исполнить?
Мне всегда хочется петь и играть партию Германа из "Пиковой дамы" П.И.Чайковского, каждый раз открываю для себя что-то новое в музыке Чайковского, в музыкально-психологической интерпретации этого образа.
Когда учился в ГИТИСе мечтал спеть Вертера из одноименной оперы Массне, но так и не удалось. Меня тогда привлекали романтические герои. А сейчас хотелось бы спеть Каварадосси из оперы "Тоска" Дж.Пуччини. Привлекает героизм и трагичность этого персонажа.
В памяти осталось выступление в этой партии мирового тенора П. Доминго, которого я слышал, принимая участие в спектакле, будучи студентом. Меня тогда поразили его темперамент, тембр голоса и его искренность в передаче образа Каварадосси. И сейчас мне хотелось бы исполнить этот образ в своей интерпретации.
Владимир, спасибо за интересное интервью. Вам и вашему театру - творческих успехов, будем с нетерпением ждать новых ролей и новых спектаклей!..
Владимир Варфоломеев, специально для канала ФиалкаМонмартра.