Найти тему

Эпизоды изъ исторіи города Краснослободска и его уѣзда въ XVIII столѣтіи.

Оглавление

Исторія города Краснослободска и его уѣзда, въ XVIII столѣтіи, въ большей части своего состава не представляетъ ничего особеннаго. Рядъ самыхъ неважныхъ событій, въ родѣ крестинъ да похоронъ, иль смѣны чиновниковъ, — вотъ что должно бы было запасть на страницы Краснослободской лѣтописи, если бы только Краснослободскій лѣтописецъ существовалъ. Старинная патріархальная простота царила здѣсь какъ умѣла, какъ могла, и заметала собою все, что черезъ чуръ ужъ рѣзко не выдала-

— 356 —

лось изъ ряду обыденностей.

Впрочемъ въ исторіи Краснослободскаго края, въ XVIII столѣтіи, есть два крупныхъ факта, это: крещеніе мордвы и бунтъ Емельки пугача. Эти два событія, безъ сомнѣнія, имѣютъ полную историческую важность.

Наряду съ этими двумя событіями мы имѣемъ еще два курьезныхъ случая изъ жизни слобожанъ въ XVIII столѣтіи, изъ которыхъ видно, какъ просто, свободно и привольно жилось въ старину русскимъ людямъ вообще, и въ частности нашимъ слобожанамъ... Впрочемъ это все впереди. На самый первый разъ мы представляемъ картину города Краснослободска и его уѣзда въ первой половинѣ XVIII столѣтія.

І.

Не правда ли, Краснослободскій читатель, интересно было бы взглянуть на Красную — Слободу и на ея присудныя села въ томъ видѣ, какъ онѣ были въ первой половинѣ XVIII вѣка, — въ то время, когда Россія, вызванная изъ — подъ мрака дѣдовскаго рутинерства, разставалась съ своими старинными обычаями, и волей—неволей принимала въ себя формы новой жизни.

Вообразите же себѣ, что вы живете назадъ тому полтораста лѣтъ, что вы ѣдете изъ Москвы бѣлокаменной на край тогдашняго русскаго царства, къ юговосточной украйнѣ.

Лѣто. Стоятъ ясные іюльскіе дни. По невообразимо — дурной дорогѣ дотащились вы до города Арзамаса, и за тѣмъ до Темникова. Вотъ вы оставили за собою и Темни-

— 357 —

ковъ, и дорога стала еще хуже. Лѣса и болота, топи, кочки, ямы — все это очень чувствительно докладываетъ вамъ о себѣ, все это (буде вы человѣкъ съ идеальнымъ настроеніемъ) наводитъ васъ на ту мысль, что дикая природа не сразу отдается во власть человѣка, что она — дикая, дѣвственная природа, устилая всевозможными непроходимостями путь — дорогу, какъ будто хочетъ отвести разрушительную руку человѣка отъ своего дѣвственнаго лона... Вотъ вы переѣхали чрезъ рѣку Акселъ, вотъ засвѣтилась передъ вами рѣка Урей, и — наконецъ Краснослободскій край. (1),

-------------------

(1) Въ первой половинѣ XVIII столѣтія въ составъ Краснослободскаго уѣзда входили очень не многія селенія, ближайшія къ Слободѣ, или имѣвшія съ ней родственныя отношенія по своему населенію, хотя и стоявшія внѣ нормальной черты уѣзда (каково. напр., село Дмитріевъ Усадъ, со всѣхъ сторонъ окруженное селеніями Темниковскаго уѣзда). Вотъ именно какія села и деревни входили въ составъ Краснослободскаго уѣзда въ 1737 году, съ обозначеніемъ при нихъ числа душъ за тотъ годъ; Новый Усадъ — 191 душа муж. пол., Лаушки — 43 д. м. п., Сураевъ Починокъ (нынѣ деревня Заберезово) — 72, Введенское — Селищи тожъ — 524, Космодемьянское (нынѣ Хлыстовка) — 59, Парка — 141, Куликовка — 384, Жабье — 130, Ишеево (нынѣ не существующее) — 127, Плужное — 511, Гумны — 524, Ефаево — 317, Тенишево — 193, Дуброва (Слободскіе Дубровки) — 415, Дмитріевъ Усадъ — 320, Кулясы (нынѣ не существующіе) — 15, Зубарево — 81, Синдорово — 150, Дергуновка — 125, Полянки (мордов.) — 18, Колопино — 65, Нанбряжа — 47, (Окладн. книга за 1737 г., въ арх. Красн. Уѣзд. Суд).

— 358 —

Вы въѣзжаете въ небольшое селеніе: это село Введенское, Селищи тожъ; (2), въ немъ небольше 50 дворовъ, (3), неправильно разбросанныхъ близъ маленькой рѣки. Среди села небольшая деревянная церковь во имя Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы (какъ и нынѣ), а вокругъ нея жмутся одна къ другой убогія насыпи могилъ.

Вы ѣдете дальше. Предъ вами и за вами опять все тотъ же лѣсъ. Только кое — гдѣ распаханныя поляны. Если вы желаете знать, что есть по сторонамъ, то — представимъ невозможное — мы подымаемъ васъ саженъ на сто отъ земли и просимъ смотрѣть. Вотъ къ Югу отъ села Введенскаго, въ лѣсу, близъ оврага, пустынка съ однимъ — единственнымъ монахомъ. (4). Къ востоку отъ

----------

(2) Въ XVIII столѣтіи очень многія села имѣли по два имени, такъ; Введенское — Селищи, Космодемьянское — Хлыстовка, Богородское — Казловка, Никольское — Липяги, Никольское — Уреи, Ново-Никольское — Синдорово, Успенское — Рябка, Покровское — Акчеево, — Кабаново тожъ, Никольское — Аракчеево, Покровское — Дѣвичій Рукавъ и др.

(3) Въ 1714 году въ Селищахъ было 48 дворовъ (Дѣл. арх. Красн. уѣзд. Суд. 1714 г. № 6.)

(4) Существованіе Селищенской пустыни подтверждается оффиціальными бумагами: см. дѣло архив. Краснослоб. уѣзд. Суд. 1721 г. № 6. Подробностей объ этой пустыни по бумагамъ нѣтъ, но намъ пришлось слышать объ ней слѣдующее: пустынь была — говорятъ — близъ оврага, по дорогѣ къ с. Оброчному; на этомъ мѣстѣ былъ тогда лѣсъ. Пустынь эта сгорѣла, и тѣмъ кончилось ея существованіе.

— 359 —

этой пустыни, тоже въ лѣсу, надъ оврагомъ, село Космодемьянской; въ немъ не больше 20 дворовъ, заселенныхъ солдатами. (5). За этимъ селомъ на томъ же оврагѣ, мордовская некрещеная деревня Парка (нынѣ село), а дальше — старинное мордовское кладбище. За большой рощей, противъ глубокаго оврага, оно легло широкой скатертью по склону небольшой горы, и боязливо, негостепріимно смотритъ на русское непрошенное селеніе Дуброву (нынѣ Слободскіе Дубровки), раскинувшееся вдали по ту сторону оврага. Пользуясь безотчетнымъ уваженіемъ со стороны мордвиновъ, это кладбище ежегодно поглощаетъ въ себѣ, кромѣ обыкновенной дани — мертвыхъ тѣлъ, не одну бочку мордовскаго пива, возливаемаго въ честь покойниковъ; оно ежегодно выслушиваетъ сперва жалобные вопли и стоны, а вслѣдъ за тѣмъ веселую пляску и шумъ пирующихъ мордвиновъ и мордовокъ, оплакивающихъ своихъ атяевъ и аляевъ — Казеевъ, Вирясовъ, Палашей, Мамолаевъ, Мельцяновъ, Щаськовъ, Любановъ, Кердишей, Рузаевъ и прочую братью. (6). Но

---------------

Говорятъ, что въ этой пустыни была даже церковь, но это очень, очень сомнительно.

(5) Село Космодемьянское, нынѣ Хлыстовка, было, кажется, сначала военнымъ поселеніемъ. По «окладнымъ книгамъ первой половины XVIII вѣка (хранящ. въ арх. Уѣзд. Суда) въ этомъ селѣ показываются одни солдаты. Намъ сдается, что солдаты эти выселены сюда для надзора за мордвами, старинными жителями этого края (какъ можно судить по кладбищу, о которомъ рѣчь дальше).

(6) Казей, Вирясь, Палашъ, Мамолай, Мельцанъ, Щаська,

— 360 —

одна тысяча мордовскихъ мертвецовъ нарыто на этомъ кладбищѣ, и не одна тысяча живыхъ мордвиновъ ежегодно посѣщаетъ его: болѣе чѣмъ на 50 верстъ вокругъ собираетъ къ себѣ жильцовъ это покоище мертвыхъ.... (7). Желаете ли смотрѣть дальше — смотрите: вонъ вдали, внѣ границъ тогдашняго Краснослободскаго уѣзда, наслѣдственныя земли князей Еникеевыхъ, потомковъ того Еникея, который нѣкогда въ санѣ Темниковскаго воеводы, ходилъ съ Грознымъ на Казань, и былъ за то жалованъ царской милостію; онъ умеръ татариномъ и памятникомъ по себѣ въ своемъ имѣньѣ оставилъ свою могилу съ затворникомм — конемъ. (8)

--------------------

Любанъ, Кердишъ, Рузай, — это мордовскія языческія имена. Мы съ намѣреніемъ выписываемъ ихъ потому, что нѣкоторые изъ нихъ, какъ видится, дали названія селамъ (Казеевка, [Долго-]Вирясы, Мельцаны, Рузаевка и др-е).

(7) Кладбище это доселѣ остается залежью; на немъ ни пашутъ, ни косятъ. Края его, говорятъ, значительно упаханы. Намъ передавали, что даже въ настоящемъ столѣтіи окрестные мордва, конечно уже крещеные, бывало — пріѣзжали на Паркинское кладбище верстъ за 70, за 100, и тамъ совершали свои языческія тризны. (Преданіе о Паркинскомъ кладбищѣ передано намъ Священникомъ с. Хлыстовки I. Н. Законовымъ).

(8) Князь Еникей былъ похороненъ близъ деревни Сафаровки около рощи, въ особомъ склепѣ. Надъ его могилой, по его завѣщанію, въ глухомъ, бездверномъ стойлѣ былъ заложенъ его любимый конь, невольный затворникъ по слову деспота — господина. Кормъ для этого коня былъ опускаемъ чрезъ особое отверстіе. (Разсказъ объ этомъ переданъ намъ княгиней Ан. Алексѣев. Еникеевой).

— 361 —

Что же на лѣво, по другую сторону дороги? Тамъ, вдали, стоятъ одно противъ другаго два старинныя селенія: Акселъ и Урей, а на оба эти селенія, имѣвшія, конечно, полу — татарское произхожденіе смотритъ съ выси своего землянаго пьедестала селеніе чисто — русской крови — селеніе ямщиковъ (Ямская Слобода)... Еще дальше на востокъ — Пурдышевская Рождественская пустынь, подвѣдомая, вмѣстѣ съ окружающими ее дворами крестьянъ, Саввину Сторожевскому монастырю. (9).

Наконецъ вотъ вы проѣхали мимо Казачьяго Липяга и подъѣхали къ Красной Слободѣ: это группа бѣдныхъ крестьянскихъ хижинъ, широко раскинутыхъ по краю высокой горы. Вы проѣхали мимо огромнаго луга, (10), и подъѣхали къ строенію: это Предтечевъ мужскій монастырь; онъ управляется архимандритомъ и имѣетъ болѣе 750 четей земли, да сѣна на 500 копенъ. (11). Въ его— то стѣнахъ находится немилое для Краснослободскихъ поповъ и дьячковъ Духовное Правленіе (12), съ непре-

---------------

(9) Саввинъ Сторожевскій монастырь находится въ Московской губерніи, близъ Звенигорода. — Пурдышевская Рождественская пустынь закрыта въ 1764 году (Истор. Росс. Іерарх. Ч. V. Стр. 649, изд. 1813 г.)

(10) Дѣло. Арх. Красн. Уѣзд. Суд. 1727 г. № 7.

(11) Пром. Воев. Канц. въ Красн. Дух. Прав., отъ — Іюля 1765 г. № 495. — 750 четей рав. 375 десятинамъ, и сѣнокосъ на 500 копенъ рав. 50 десятинамъ (См. Свод. Закон. Рос. Имп. Т. X ч. III Ст. 567 и 570). Нынѣ за Смоленскою, бывшею Предтеченскою, церквію нѣтъ ни клочка земли.

(12) Указъ Владимір. Дух. Конс. въ Красн. Дух. Пр.

— 365 —

мѣнной своей принадлежностью — колодничьей избой (13). Впрочемъ колодничья изба Краснослободскаго Духовнаго Правленія не страшна: неподстать другимъ, она состоитъ не изъ отдѣльной избы, а изъ простаго чулана, и вмѣсто колодниковъ, закованныхъ въ желѣза, она завалена бу-

-----------------

1758 г. Апр. 9 № 603 (въ архив. того Правл.).

(13) Въ первой половинѣ XVIII столѣтія духовенство, по суду своихъ властей, было подвергаемо тѣлесному наказанію; по этому при Консисторіяхъ и Дух. Правленіяхъ были своего рода арестантскія камеры — колодничьи избы. — Вотъ, напр., какой случай былъ въ 1764 году въ какомъ-то селѣ, Лысыхъ — Горахъ. Разъ является къ попу одинъ прихожанинъ, однодворецъ Синельниковъ, съ просьбою похоронить его сына, младенца. Попа въ это время не было дома. Сынъ его Василій, діаконь того села, вздумалъ распорядиться вмѣсто отца: онъ отдалъ означенному однодворцу ключъ отъ церкви и велѣлъ вынести покойника. Это было на царскій день. Покойника — младенца вынесли, и вынесли, разумѣется, безъ всякаго пѣнія. Все это дошло до свѣдѣнія Тамбовской Консисторіи, и — въ оной Консисторіи опредѣлено: „Означенному діакону, за отдачу имъ показанному однодворцу церковнаго ключа для выноса умершаго младенца въ церковь въ противность церковнымъ правиламъ и въ немалый прочимъ тамошнимъ прихожанамъ соблазнъ, въ силу Духов. Регламента III части 1 пункта, учинить (и учинено) въ Консисторіи при прочихъ священникахъ плѣтьми наказаніе...“ (Указ. Тамб. Дух. Кон. 1764 г. Декаб. 8 № 3855, въ арх. Красн. Дух. Прав.).

— 363 —

магами... (14). Рядомъ съ Предтечевымъ монастыремъ стоитъ „дворъ ясачныхъ перепищиковъ“, „приказная изба ясачныхъ дѣлъ“. (15). Заглянемъ-те на этотъ дворъ. Широкія тесовыя ворота, а около нихъ анбаръ — съ одной стороны, а съ другой самая изба. Вы входите на дворъ: еще анбаръ, баня. Идете дальше: сѣни и въ нихъ два чулана. Направо и налѣво двери въ избы. Одна изба черная, сборная; въ ней главное мѣсто занимаетъ большая кирпичная печь. Другая изба бѣлая; въ ней печь зеленая изращатая, что по мнѣнію Краспослободцевъ очень, очень красиво. (16). А вотъ и самъ Перепищикъ ясачныхъ дѣлъ, Константинъ Григоричъ Скобельцынъ, магнатъ Красной — Слободы; къ нему и самъ воевода пишетъ не иначе, какъ такъ: такой-то воевода Константину Григоричу челомъ бьетъ.... (17). Вы идете по городу дальше. На самомъ краю Краснослободской горы крѣпость, (18) а изъ — за ея деревянной стѣны едва выглядываетъ соборная деревянная колокольница. Вотъ въ

---------------

(14) Указ. Тамб. Дух. Конс. въ Красн. Дух. Правл. 1755 г. Апрѣл. 3 № 705, въ арх. того Правл.

(15) Ясакъ — подать. Слѣдов. „приказная изба ясачныхъ дѣлъ“ — это присутственное мѣсто, завѣдывавшее раскладкой и сборомъ податей. „Ясачные переписчики“ взяты изъ Красной—Слободы въ 1710 году. (Дѣл. арх. Красн. Уѣзд. Суд. 1710 г. № 4).

(16) Цвѣтная изразцовая печь, какъ извѣстно, была первымъ украшеніемъ старинныхъ русскихъ покоевъ.

(17) Интересное описаніе двора ясачныхъ дѣлъ мы нашли въ дѣлѣ арх. Красн. уѣзд. Суд. 1710 г. № 4.

— 363 —

конецъ концовъ, вы входите въ кремль города, и во-очію можете видѣть и соляные казенные анбары, и кружечный дворъ (мѣсто розничной продажи хлѣбнаго вина), и земляную тюрьму, и даже дворъ воеводы... Пусть читатель, какъ умѣетъ, какъ знаетъ, представитъ себѣ эти строенія, а особенно славное и страшное жилище воеводы. Мы отказываемся отъ описаній, потому что объ нихъ ничего не знаемъ... Вы останавливаетесь на краю горы: подъ вашими ногами, внизу, стелется широкой лентой свѣтлая полоса рѣки Мокши, которая жмется къ горѣ, какъ мордвинъ къ лѣсу. А за Мокшей — тамъ все лѣсъ, лѣсъ и лѣсъ, точно зеленый махровый коверъ въ громадныхъ размѣрахъ раскинутъ по ту сторону; зеленая его даль сливается съ горизонтомъ и только мѣстами чуть свѣтится вода — это та же Мокша, родимая рѣка цѣлаго поколѣнія мордвы, доселѣ называющагося ея именемъ... Вы всматриваетесь направо, и среди зелени лѣса замѣчаете целую полосу селеній, раскинутыхъ по краю той

----------------

(18) Какъ устроена была Краснослободская крѣпость — не знаемъ. Впрочемъ болѣе, чѣмъ вѣроятно, что эта крѣпость сдѣлана была якоже и прочія. — Вотъ какъ въ 1775 году доносилъ о своей крѣпости Троицкій воевода Огарковъ Воронежскому Губернатору: „Крѣпость сего Города изстари была огорожена острогомъ; было шесть башенъ, а вокругъ вырытъ изъ земли ровъ, который и нынѣ нѣсколько есть, однако обвалился землею... острогъ и башни въ 1740 году сгорѣли“. (Чернов. отпускъ этого доношенія при указ., что въ Троиц. архивѣ, при Красн. уѣзд. Судѣ).

— 364 —

же горы, на которой стоитъ Красная — Слобода, — это дворцовыя села: Жабье, Плужное, Тенишево, Ефаеево, Шаверни; ихъ бѣдныя крестьянскія лачужки, какъ будто на время, какъ будто ненарочно, такъ — кое-какъ пристали одна къ другой и образовали села.

Что же за Мокшей? Тамъ верстахъ въ пяти отъ города, въ лѣсу, Спасская пустынь, огороженная — вмѣсто нынѣшней каменной стѣны съ башнями — высокимъ плетнемъ изъ хвороста. Къ югу отъ этой пустыни другая пустынь Рябкинская, а около нея желѣзный заводъ Московскаго купца Мелякова и маленькая дворцовая деревня Рябка (нынѣ село). На востокъ отъ Рябкинской пустыни, по полянамъ „большаго Мокшанскаго лѣса" разбросаны мордовскія некрещеныя деревни: Самаевка (нынѣ село), Мамолаево (тожъ), Синдорово (тоже), Колопино (тожъ), Полянки, Монгино и друг.

Вы оборачиваетесь назадъ, чтобы еще разъ взглянуть на Слободу. Налѣво, почти противъ Предтечева мужскаго монастыря, Покровскій дѣвичій монастырь. Направо, подъ самою стѣною крѣпости, небольшая деревянная церковь во имя святаго пророка Иліи,— церковь безъ колокольни, что особенно рѣзко бросается въ глаза. (19). Вдали отъ

-------------

(19) Церковь Ильинская (нынѣ Благовѣщенская) первоначально построена еще во второй половинѣ XVII столѣтія, именно между 1655 и 1682 годами (слич. грам. патр. Никона на постройку Николаев. церкви, въ 20 № Пенз. Епарх. Вѣд. за 1867 г., и подлин. выпись на землю, хранящ. въ ризницѣ Красносл. Собора, въ которой въ первый разъ поминается Ильинская церковь). До половины XVIII столѣ-

— 365 —

крѣпости, на Карьгѣ, еще двѣ деревянныя церкви, одна во имя Николая Чудотворца, а другая во имя Владимірской Божіей Матери. Кромѣ означенныхъ церквей не на чѣмъ остановиться взору. Неправильныя, тѣсныя, грязныя улицы сплошной, безформенной массой растягиваются далеко — отъ крѣпости, и своими неправильными кривизнами огибаютъ двѣ капитальныя трясины. Всюду черныя лачужки, огороженныя плетнемъ и крытыя соломой; высунувшаяся изъ крыши труба здѣсь такая же рѣдкость, какъ и честный подъячій. Кому принадлежали эти трубы и много ли ихъ было, сіе покрыто мракомъ неизвѣстности.

Что же касается до строя внутренней, домашней жиз-

----------------------

тія Ильинская церковь не была отдѣльной, самостоятельной церковію: это была теплая церковь при Соборѣ; она стояла рядомъ съ соборомъ и не имѣла отдѣльной колокольни. Впослѣдствіи, за тѣснотою внутри крѣпости, Ильинскую церковь вынесли изъ крѣпости и построили ее около стѣны. Но и здѣсь она продолжала существовать на прежнихъ правахъ, и также безъ колокольни, (Указы Тамб. Дух. Консистор. въ Красн. Духовн. Правл. — отъ 5 Іюля 1764 г. № 1459 и отъ 25 Августа 1764 г. № 1749.) Касательно первоначальнаго построенія Ильинской церкви мы дозволяемъ себѣ высказать слѣдующее предположеніе: не обязана ли эта церковь своимъ явленіемъ пожару, бывшему въ 1679 году, — пожару, произведенному молніей (См. Пенз. Епарх. Вѣд. 1867 г. № 20 стр. 595 и 596)? Построеніемъ церкви во имя Иліи не хотѣли ли слобожане умилостивить святаго Пророка, завѣдывающаго, по понятіямъ русскихъ, громами и молніей?... Очень, очень можетъ быть.

— 366 —

ни слобожанъ, то и здѣсь картина подобнаго же разбора. Старинная патріархальная простота — какъ мы уже выразились — царила здѣсь во всей силѣ. Духъ Петровской прыти не успѣлъ еще повліять на этотъ мирный, темный уголокъ; здѣсь по прежнему, по старинному справляютъ праздники съ брагой и дракой, молятся въ церкви своимъ образамъ: по семи семей ѣздятъ въ одни ворота, спятъ и ѣдятъ, сколько полезетъ, любятъ до дѣтства край родимый, а въ случаѣ большой невзгоды бросаютъ свои дворы и цѣлыми семьями пускаются въ бѣга, къ Пензѣ. Сердоба была, кажется, главнымъ убѣжищемъ слобожанъ....

(Продолженіе будетъ)

Свящ. І. Бѣляевъ.

Эпизоды взъ исторіи г. Красиослободска и его уѣзда въ XVIII столѣтіи.

(Продолженіе) (1)

II.

КРЕЩЕНІЕ МОРДВЫ.

Тысяча семь сотъ сороковые года замѣчательны для исторіи Краснослободскаго уѣзда (равно какъ и для исторіи всѣхъ мѣстъ, гдѣ есть мордва): въ этихъ годахъ старинные обитатели нашего края — мордва навсегда разстались съ своею мордовскою вѣрою и приняли вѣру православную греко-россійскаго исповѣданія. Правда, то былъ не первый опытъ обращенія мордвы къ вѣрѣ Христовой; новокрещены изъ мордвы встрѣчаются по бумагамъ (стариннымъ выписямъ на землю) еще 1680-хъ годовъ, т. е. болѣе чѣмъ за полстолѣтіе прежде: но это были обращенія частныя. Года отъ 1743 до 1749 были годами крещенія всего мордовскаго племени, тогда принимали вѣру христіанскую обыкновенно цѣлыми деревнями. (2).

-----------------

(1) См. № 11 П. Е. В.

(2) Деревня Сураевъ Починокъ (отъ собственнаго мордовскаго языческаго имени „Сурай“ и слова починокъ — новое поселеніе), нынѣ заберезово, составляетъ въ этомъ случаѣ исключеніе; въ этой деревнѣ мордва писались новокрещенными въ 1730-хъ годахъ (окладн. книги тѣхъ годовъ въ архивѣ красн. Уѣзд. Суда): слѣдов. они крещены до этого общаго воловаго крещенія мордвы.

— 420 —

Благодатная мысль присоединенія иновѣрцевъ къ православной Церкви принадлежитъ дочери Великаго Петра, Елизаветѣ Петровнѣ. На второмъ году ея царствованія, именно 1743 года Сентября въ 23 день былъ подписанъ указъ, коимъ повелѣвалось призывать иновѣрцевъ къ святому крещенію; при этомъ объявлялось, что новокрещенамъ будутъ предоставлены разныя льготы, что каждый крестившійся мордвинъ получитъ суконный зипунъ, обувь и полтора рубля денегъ, а каждая крестившаяся мордовка — рубль денегъ, сарафанъ и „прочую оправу." (3). Этотъ указъ имѣлъ свое дѣйствіе, и хотя крещеніе, этотъ священнѣйшій обрядъ обрученія духа человѣческаго съ Духомъ Божіимъ, и принималъ полицейскій характеръ, но дѣло было сдѣлано...

Вотъ подлинные годы крещенія нѣкоторыхъ мордовскихъ селъ и деревень Краснослободскаго уѣзда:

Деревни: Канфъ-Гуши (нынѣ село), Потякша, Устатово, Старые Пичанъ-Гуши, Старый Тештелимъ, Новые Пичанъ-Гуши крещены въ 1743 году въ разныхъ мѣсяцахъ (4).

--------------

(3) На этотъ указъ дѣлается ссылка въ промеморіи изъ Темниковской воеводской канцеляріи въ краснослоб. Духов. Правленіе отъ 30 Сентяб. 1753 г. № 947 (въ указахъ, что въ архив. Красн. Духов. Правл.).

(4) Въ промеморіи изъ конторы новокрещенскихъ дѣлъ въ краснослободскую десятину отъ 14 Января 1755 года за № 141 пишется: сего Января 13 дня Преосвященному

— 421 —

Деревни: Рыбкино (нынѣ село), Самаевка (тоже), Мамолаево (нынѣ село), Толковка (тоже), Монгино, Сетинеевка, Зайцево, Потьма, Керетино, Борки, Паникедовка

въ 1745 году,

мѣсяцы и числа неизвѣстны (5).

--------------------

Лукѣ, Епископу Казанскому и Свіяжскому въ поданномъ доношеніи Воронежской губерніи Темниковскаго уѣзда Аксельскаго стану изъ ясачной мордвы новокрещеновъ сотскихъ деревни Канфъ-Гушъ... Ѳедора Васильева, деревни Попякши Семена Никифорова, деревни Устатовы..., старыхъ Пичанъ-Гушъ..., новыхъ Пичанъ-Гушъ... и всѣхъ тѣхъ деревень десятниковъ и мірскихъ людей писано: въ прошломъ 1743 году въ разныхъ мѣсяцахъ и числахъ по желанію своему воспріяли они православную христіанскую вѣру съ женами и дѣтьми всѣ безъ остатка, и по крещеніи опредѣлены они въ приходъ къ старо-русскимъ селамъ — Никольскому, Аракчеево тожъ, къ Покровскому, Дѣвичій Рукавъ тожъ... А нынѣ — де они со общаго мірскаго согласія въ вышеписанной деревнѣ Канфъ—Гушахъ желаютъ построить вновь церковь Божію во имя Рождества Христова, въ которой (деревнѣ) имѣется 50 дворовъ... въ Потякши 30 дв... въ Устатовѣ 22, въ Новыхъ Пичанъ—Гушахъ 30 дв., въ Старомъ Тештелимѣ 20 дв., въ Старыхъ Пичанъ—Гушахъ 15 дв... (Пром. въ связ. указ., что въ арх. Красн. Дух. Прав.).

(5) ... (онаго) 758 года Января 16 дня поданнымъ въ

— 422 —

Старые и Новые Курташки (нынѣ село) крещены въ 1746 году, Февраля 15 дня. (6).

Точныхъ подробностей о крещеніи мордвы намъ не удалось собрать. Впрочемъ интересныя подробности едва ли и могли быть. Крестили тогда всѣхъ безъ исключенія; крестителями были приходскіе ближайшіе священники; купелію крещенія были, какъ говоритъ преданіе, рѣки и

------------

оную) Рязанскую Консисторію вышеписанныхъ деревень новокрещеновъ изъ мордвы прошеніемъ объявлено: въ прошломъ — де 1745 году воспріяли они по желанію своему святое крещеніе — вѣру греческаго исповѣданія. (Указ. Тамб. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Правл. отъ 23 Іюня 1758 г. № 1359, въ арх. того Правл.). Приходомъ они приписаны были: Рыбкино, Зайцево, Потьма, Керетино, Борки, Паникедовка, Мамолаево, Самаевка — къ селу Воронѣ, Ежевка тожъ; Толковка, Монгино, Сетинеевка — къ селу Ивановскому. (Тамъ же.)

(6) Въ промеморіи изъ Темниковскаго Духовнаго Правленія въ Краснослоб. Дух. Правленіе отъ — Сентября 1733 года говорится: Темниковскаго уѣзда и десятины села Никольскаго (нынѣ Тамб. губ.) попа Тимоѳея Парѳеньева доношеніемъ объявлено: въ прошломъ — де 1746 году Февраля 15 числа по указу Ея Императорскаго Величества изъ Свіяжской новокрещенскихъ дѣлъ конторы отъ помощника протопопа Тихона Цивильскаго, Троицкаго уѣзда деревень Старыхъ и Новыхъ Курташекъ изъ мордвы крестилъ онъ попъ всѣхъ до одного человѣка, и по крещеніи по желанію ихъ приписалъ приходомъ въ Темниковскій уѣздъ въ показанное село Никольское къ нему попу въ духовенство, которыхъ и числилъ оный же попъ Тимоѳей въ приходѣи

— 423 —

озера, (7), если крещеніе совершалось лѣтомъ. Новокрещеновъ женатыхъ тотъ часъ же по крещеніи вѣнчали по обрядамъ Христовой вѣры. Впрочемъ въ нѣкоторыхъ деревняхъ новокрещены — мордва, за нерадѣніемъ священниковъ, не были вѣнчаны и продолжали сожительство по своему старинному мордовскому обычаю. (8). Это обстоятельство отчасти характеризуетъ то, какъ относились православные священники къ дѣлу обращенія иновѣрцевъ: мракъ невѣжества тогдашняго причта бросалъ свою черную тѣнь и на дѣла вѣры.... Впрочемъ и свѣтскія власти относились къ дѣлу крещенія не лучше. Такъ, указомъ Императрицы обѣщаны были новокрещенамъ деньги и одежда, но ни тѣхъ, ни другаго многія деревни не видали, и бѣдные новокрещены впослѣдствіи просили, какъ милости, обѣщанныя рубли и цѣну зипуновъ и сарафановъ зачесть за оброкъ, котораго они за неурожаемъ не могли заплатить... (9).

----------------

всякія требы исправлялъ и вѣрѣ христіанской обучалъ со увѣщаніемъ (Означ. пром. въ связ. указ., что въ арх. Красн. Дух. Прав.).

(7) Мордва села Синдорова, по преданію, крещены въ рѣкѣ Сивини, (по другимъ, въ Малаевкѣ). Мордва за — мокшанскихъ деревень села Рыбкина, говорятъ, крещены въ озерѣ, что близъ такъ называемой „Песочной горы“.

(8) Изъ дѣлъ архив. Красн. Дух. Правл. и Уѣзд. Суд.

(9) Промем. изъ Тамб. воевод. канц. въ Красн. Дух. Правл. Сент. 30 1755 г. № 947, въ связ. указ., что въ арх. Красн. Дух. Правл.

— 424 —

И такъ мордва крещены. Что же такое были они до крещенія, — т. е. какая ихъ была вѣра? Отвѣтъ на этотъ вопросъ могъ бы составить очень интересную статью, но къ крайнему нашему сожалѣнію это должно остаться у насъ пробѣломъ. Да и едва ли подобные вопросы могутъ быть когда либо изслѣдованы съ удовлетворительною точностію. Младенчество народовъ тоже, что и младенчество каждаго человѣка; оно не можетъ имѣть исторіи собственно потому,- что оно младенчество, состояніе почти безсознательное. Мордва не имѣли никакой письменности: слѣдовательно за чтоже можетъ ухватиться будущій историкъ мордовскаго племени? Все кануло въ вѣчность безвозвратно, безслѣдно...

Мордва когда — то жили своею самостоятельною жизнію, имѣли своихъ князей. По нашимъ источникамъ мы находимъ мордвиновъ подъ общимъ именемъ „ясачной мордвы.“ Въ былое время нѣкоторые мордвины въ Краснослободскомъ уѣздѣ имѣли свою землю: это было, кажется, слабою тѣнію давняго самостоятельнаго ихъ существованія. И каждый мордвинъ до крещенія имѣлъ свой гербъ или точнѣе клеймо, свое знамя, которымъ онъ мѣтилъ свои вещи, дачи, которое рисовалъ онъ на бумагахъ вмѣсто рукоприкладства. Знамена эти имѣли самую простую въ родѣ слѣдующихъ:

знамя Видясово,

знамя Палашево,

знамя Казеево,

знамя Рузаево и под. (10). Замѣчательно то, что большая часть

-------------

(10) Обычай мѣтить свои вещи и для этого имѣть свои клейма доселѣ есть у некрещенныхъ иновѣрцевъ, напр. у Самоѣдовъ. — Знамена мордовскія вмѣсто рукоприкладства

— 425 —

мордвиновъ еще до крещенія носили христіанскія имена, только въ опрофанированномъ видѣ. напр. Васька, Гришка, Степка; лишь не многіе мордвины имѣли свои мордовскія имена. Для любопытныхъ мы выписываемъ нѣсколько такихъ именъ.

Имена мужскія:

Кира, Назимъ, Велдан, Оверка, Вечка, Югай, Курей, Келдушъ, Алютка, Нарзай, Тетушъ, Балай, Живай, Рузака, Потѣха (?), Енай, Смолька, Сорока (?), Житай, Ярушка

Имена женскія:

Пичка, Келькай, Золька, Шунбай, Салмай, Секай, Лубавя, Казай, Голубька (?), Костай, Нижай, Курдей, Рузанъ, Вечкай, Пелай, Рамай, Радай, Човярга, Тундай, Кукля (?), Зимилька, Досада (?), Виртевя, Вельмай, Кочкай, Мазай, Чуждай, Мекшай, Винай, Нижай. (11)

III.

Вотъ случай изъ жизни слобожанъ въ XVIII столѣтіи, мы видѣли въ дѣлахъ арх. Красн. Уѣзд. Суд. до 1743 года.

-----------------

(11) Дѣл. арх. Красн. Уѣзд. Суд. 1746 № 5 — При этомъ дѣлѣ есть реэстры крещенныхъ въ Апрѣлѣ 1746 г. села Маколова попомъ Дмитріемъ Архиповымъ мордвы деревень Хлыстовки и Портовки Мокшалей), составленные этимъ попомъ. Въ нихъ поставлены какъ прежнія, иновѣрческія, такъ и ново—данныя, христіанскія имена крещенныхъ имъ мордвовъ.

— 426 —

характеризующій понятія тогдашняго Краснослободскаго духовенства и его отношенія къ епархіальному начальству.

Красная — слобода, въ 1750-хъ годахъ, съ окружающими ее селами, входила въ составъ Владимірской епархіи. (12). Эпископомъ на Владимірской каѳедрѣ былъ

--------------

(12) Красная — Слобода отъ своего основанія до 1744-года была въ зависимости отъ Москвы, а именно: отъ основанія (1027) до 1700 года — до смерти послѣдняго патріарха — подъ вѣдѣніемъ патріарха. Съ 1700 года — до 1722,— до смерти мѣстоблюстителя патріаршаго престола Стефана Яворскаго, — подъ вѣдѣніемъ этого мѣстоблюстителя. Съ 1722 по 1742 годъ, — до учрежденія Московской епархіи (съ 1722 года по 1742 Москва съ подчиненными ей, въ іерархическомъ отношеніи, городами не имѣла особаго архіерея; она управлялась Консисторіей, состоявшей въ непосредственномъ вѣдѣніи Сѵнода), — подъ вѣдѣніемъ Московской Духовной Консисторіи. Съ 1742 года, когда учреждена Московская архіепископія, до 1744 года подъ вѣдѣніемъ Московскаго архіепископа. Съ 1744 года, со времени открытія (вновь) Владимірской епархіи, до 1758 г. въ вѣдѣніи епископа Владимірскаго и Яропольскаго. (Въ 1744 же году предполагалось открыть Тамбовскую епархію, и Красная-Слобода по росписанію должна была войти въ составъ этой епархіи; но Тамбовская епархія существовала только на бумагѣ; назначенные ей города были росписаны по разнымъ епархіямъ; Красная-Слобода попала къ Владиміру, подъ вѣдѣніемъ котораго de facto и была до 1758 года.).

— 427 —

тогда Платонъ (Петрункевичъ) (13), человѣкъ энергичный и дѣятельный. Онъ былъ членомъ Святѣйшаго Сѵнода, и потому жилъ постоянно въ Петербургѣ. Дѣлами епархіи за отсутствіемъ Преосвященнаго заправляла Консисторія, и, какъ бываетъ иногда въ подобныхъ случаяхъ, не безъ грѣха. Подстать Консисторіи шли, конечно, дѣла и въ подвѣдомыхъ ей Духовныхъ Правленіяхъ. Управителями духовныхъ дѣлъ въ Краснослободскомъ Духовномъ Правленіи были Краснослободскаго Предтечева монастыря іеромонахъ Исаакій и соборный протопопъ Іоаннъ Іоанновъ; дѣти сего послѣдняго, два сына: Михаилъ и Василій, находились въ Духовномъ Правленіи у приказныхъ дѣлъ, т. е. составляли собою канцелярію Правленія.

Все шло въ Краснослободскомъ Духовномъ Правленіи какъ слѣдуетъ, только вдругъ получается указъ на имя управителей духовныхъ дѣлъ — не изъ Владиміра, а прямо изъ Москвы, изъ домовой Его Преосвященства конторы. Въ этомъ указѣ было написано, что Его Преосвященство имѣетъ слѣдоватъ т. е. самъ поѣдетъ по епархіи... (14). Можно себѣ представить, какое дѣйствіе произвела въ Красной — слободѣ эта нежданная вѣсть! Самъ Архіерей, членъ Святѣйшаго Сѵнода, котораго рѣдко видятъ и во Владимірѣ, — самъ поѣдетъ по епархіи: болѣе страшной вѣсти едва ли можно было что либо при-

(13) Истор. Рос. Іерарх. том. I ч. 1 стр. 345 изд. 1827 г.

(14) Указ. изъ домовой конторы отъ 18 Мая 1754 г. № 205 въ арх. Красн. Дух. Правл., какъ и всѣ послѣд. указы.

— 428 —

думать. — Въ томъ же указѣ сказано было, что Преосвященный не самъ вздумалъ предпринять этотъ трудный и далекій путь, что его послала въ епархію сама Императрица, которой „извѣстнымъ учинилось, якобы въ епархіи Его Преосвященства при многихъ церквахъ священно-церковнослужителей не имѣется и за тѣмъ-де стоятъ тѣ церкви безъ священнослуженія, а мірскія требы безъ исправленія; такожде и епаршескія дѣла производствомъ и рѣшеніемъ продолжаются.“ Все это дѣлало страшную вѣсть еще страшнѣе. Глубокій мракъ невѣжества, тяготившій надъ тогдашнимъ духовенствомъ, (15), еще болѣе усиливалъ предстоящую грозу. И дѣйствительно было чего бояться: дрожа отъ паническаго страха, попы должны были дрожать и за свою кожу.

Между тѣмъ Преосвященный Платонъ, всегда дѣятельный и энергичный, сталъ еще дѣятельнѣе. Пошли распоряженія за распоряженіями. Предписано было по всей епархіи, въ каждомъ уѣздѣ „для подъема Преосвященнаго съ прочими, имѣющими отправиться при немъ, немалочисленными разнаго званія людьми приготовить но 67

-----------------

(15) Невѣжество тогдашнихъ священниковъ во Владимірской епархіи простиралось до неумѣнія читать. Вотъ что писалъ тотъ же Преосвященный Платонъ въ 1752 году: „попы оказались въ чтеніи мало — искусны и съ нуждою въ книгахъ складъ письма знать могутъ. Чтожъ (касается) церковнаго устава къ отправленію въ церкви Божественнаго славословія — и вовсе не разумѣютъ.“ (Указ. Влад. Д. Кон. въ Красн. Д. Прав. 1652 г. Окт. 29 № 290.)

— 429 —

лошадей съ потребнымъ числомъ конюховъ“. 16). Вслѣдъ за тѣмъ предписано было позаботиться составленіемъ разныхъ вѣдомостей — о томъ, гдѣ какіе попы, сколько ихъ, гдѣ нѣтъ поповъ, всѣ ли священнослужители были въ 1741 и 1742 годахъ у присяги, гдѣ сколько прихожанъ, сколько запрещенныхъ поповъ и проч. Свѣдѣнія эти должны быть собираемы на мѣстѣ и на мѣстѣ же должны быть представляемы Его Преосвященству. (17).

Наконецъ Преосвященный выѣхалъ изъ Владиміра и медленно — медленно двигался по епархіи; а время между тѣмъ двигалось своимъ обыденнымъ порядкомъ, и опередило...., такъ что Преосвященный, объявившій о своей поѣздкѣ едва не съ ранней весны, свелъ ее чуть не на позднюю осень... Наступилъ Сентябрь, пошли дожди. Дорога и безъ того дурная сдѣлалась еще хуже.

Путь Преосвященнаго лежалъ на Арзамасъ и за тѣмъ на Красную-Слободу. Въ Арзамасѣ донесли Преосвященному, что въ Красную-Слободу и въ добрую — то пору путь плохой, а что въ настоящее время и вовсе проѣзду нѣтъ: дорога — дескать лѣсная, тѣсная и всегда крайне грязная, а тѣмъ болѣе при настоящемъ дождеватомъ времени. Преосвященный нашелъ это предложеніе резоннымъ, отказался отъ удовольствія видѣть Красную-Слободу, но не отказался отъ ревизіи. Чрезъ свою путевую контору онъ приказалъ: управителей духовныхъ дѣлъ

------------------

(16) Указ. Владимір. Дух. Кон. 1754 г. Авгус. 3 д. № 564, въ арх. Красн. Дух. Прав.

(17) Требов. Ректора Влад. Семин. Арх. Товіи въ Красн. Дух. Правл. отъ 25 Ав. 1754 г. № 6.

— 430 —

Краснослободскаго Духовнаго Правленія, іеромонаха Исаакія и протопопа Іоанна Іоаннова, вмѣстѣ съ двумя, находящимися у приказныхъ дѣлъ, его сыновьями, выслать въ Арзамасъ, и велѣть имъ привезти съ собой подлежащія разсмотрѣнію Преосвященнаго вѣдомости. Чрезъ три дня указъ объ этомъ полученъ въ Слободѣ и рукою іеромонаха Исаакія помѣченъ такъ: „всилу онаго указу исполненіе учинить немедленно“. За тѣмъ указъ путевой Его Преосвященства конторы положенъ въ сторону и немедленное исполненіе потянулось , въ долготу дній. (18).

Прошелъ мѣсяцъ; іеромонахъ Исаакій собрался отписываться; онъ писалъ къ Преосвященному, что протопопъ Іоаннъ Іоанновъ вмѣстѣ съ дѣтьми имѣется боленъ, что вѣдомости не готовы за неприсылкою изъ разныхъ командъ требованныхъ промеморіями (19) свѣдѣній.

Прошелъ еще мѣсяцъ. Вдругъ въ Красную-Слободу пріѣзжаетъ „по инструкціи нарочитый изъ Владиміра, который объявилъ, что ему велѣно взять іеромонаха Ісаакія, протопопа Іоанна Іоаннова и дѣтей сего послѣдняго, и не смотря ни на какія отговорки, привезти съ собой во Владиміръ; на этотъ счетъ онъ привезъ съ собою и указъ. Указъ этотъ прочитанъ и рукой тогоже іеромонаха Исаакія помѣченъ такъ: „полученъ Ноября 25-го числа предтечева мнстря (съ титлломъ), іеромонахъ Исаакій" — и только! Объ исполненіи на этотъ разъ ни слова! Да исполненіе, вѣроятно, скоро —

---------------

(18) Означ. указы въ арх. Красн. Дух. Правл.

(19) Промеморіями назывались оффиціальныя бумаги, которыя мы нынѣ называемъ отношеніями.

— 431 —

то и не предполагалось: всѣ — и протопопъ, и іеромонахъ Исаакііі, и дѣти Протопоповы, и нарочно — посланный — всѣ остались въ Слободѣ.

Прошло еще полмѣсяца; Консисторія шлетъ новый указъ: выслать всѣхъ!

Не устояли наконецъ Краснослободскіе магнаты, поѣхали во Владиміръ и имъ ужъ не мѣшали ни грязь, ни болота: декабрьскіе морозы все заровняли.

Какъ и что, было съ ними во Владимірѣ, неизвѣстно. По нашимъ бумагамъ они выходятъ на сцену въ Апрѣлѣ мѣсяцѣ слѣдующаго года. Протопопъ съ дѣтьми все еще во Владимірѣ. Наконецъ его отпустили домой. Дѣти его были причислены къ Консисторіи. Протопопъ сталъ просить Преосвященнаго, чтобы онъ отпустилъ вмѣстѣ съ нимъ и дѣтей: онъ представлялъ, что дорога дальняя, трудная; что самъ онъ старъ, слабъ; что дѣти ему необходимы и въ дорогѣ, и дома. Преосвященный дозволилъ взять одного сына, котораго ни будь, по ихъ взаимному соглашенію, а другому велѣлъ оставаться при Консисторіи. Рѣшено было младшему сыну, Василію, ѣхать домой, а старшему, Михаилу, оставаться во Владимірѣ. Собрался совсѣмъ протопопъ, посадилъ съ собой одного сына; но жалко было и другаго: онъ посадилъ обоихъ и увезъ съ собою... А въ Консисторіи ждутъ новаго канцеляриста, ждутъ день, два, три — нѣтъ! справляются на квартирѣ и узнаютъ истину...

Не успѣлъ еще протопопъ довезти своихъ двадцатилѣтнихъ птенцовъ до Краснослободскаго теплаго уголка, какъ изъ Консисторіи снаряженъ былъ новый нарочитый, которому предписано было: Протопопова сына Михаила сыс-

— 432 —

кать, и заковавши въ желѣза, представить во Владиміръ!... (20).

Какъ вы думаете, питатель, что было съ такимъ предерзкимъ господиномъ? Доподлинно мы не знаемъ; но, кажется, ничего особеннаго, развѣ плѣтьми нещадное наказаніе.... по крайней мѣрѣ чрезъ два года мы видимъ его опять пищикомъ въ Духовномъ Правленіи и кромѣ того исправляющимъ дьяческую должность при Краснослободской, кажется, Ильинской церкви.

Св. I. Бѣляевъ.

(Окончаніе впредь)

(20) Изъ указовъ Влад. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Правл., въ архив. того Правл., въ связкѣ указовъ подъ 1754 годомъ.

Эпизоды изъ исторіи г. Краснослободска и его уѣзда до XVIII столѣтія.

(Окончаніе (*))

IV.

Со втораго десятилѣтія второй половины XVIII вѣка городъ Краснослободскъ въ церковномъ отношеніи начинаетъ принимать настоящій свой видъ. — До этого времени въ Красной — Слободѣ было четыре монастыря (Предтечевъ мужескій, Покровскій женскій, пустыни — Спасская и Успенская — Рябкинская обѣ мужескія) и только три приходскихъ (имѣющихъ приходы) церкви (Соборная — Троицкая, Ильинская и Николаевская). Такая несообразность требовала перемѣны, и такъ какъ эта несообразность была обща всѣмъ старо — русскимъ городамъ, то и перемѣна къ ея уничтоженію должна быть обща по всей Россіи. Высочайше утвержденными въ 13 день Января 1764 года духовными штатами лишнія монастыри были закрыты, монашествующіе переведены были въ другіе монастыри, а церкви обращены въ приходскія. Изъ четырехъ Краснослободскихъ монастырей только одинъ Спасопреображенскій монастырь оставленъ монастыремъ, да и то нештатнымъ; прочіе закрыты. (1). Такимъ образомъ изъ мужскаго Предтечева монастыря вышла приход-

-------------------

(*). Смотр. №№ 11 и 13 П. Е. В.

(1) Истор. Росс. Іерарх. ч. II стр. LХХХІІ, СХХІI; ч. IV стр. 807, 800, ч. V стр. 737, 577.

— 479 —

ская церковь Предтеченская, изъ женскаго Покровскаго монастыря — приходская Покровская; изъ Рябкинской — Успенской пустыни, въ соединеніи съ деревней Рябкой, вышло село Успенское, Рябка тожъ. Монахи Предтечева монастыря и Рябкинской пустыни переведены были въ Наровчатскій Троицкій Скановъ монастырь, а монахини Покровскаго монастыря — въ Пензенскій Троицкій монастырь. (2). Оставалось еще для ново — открытыхъ церквей найти прихожанъ. Этотъ вопросъ въ Краснослободскѣ рѣшился такъ: къ Предтеченской церкви отчислена была третья часть изъ прихожанъ собора, а именно: изъ 293 дворовъ въ соборѣ на два штата оставлено 190 дворовъ, а 97 отошло къ церкви Предтеченской. (3). Для Покровской церкви собраны были прихожане отъ двухъ другихъ прежнихъ приходскихъ церквей, а именно изъ 269 дворовъ, бывшихъ при Ильинской церкви, 200 дворовъ, на два штата, оставлено при церкви Ильинской, а 69 отчислено къ Покрову; отъ церкви Николаевской изъ 109 дворовъ 9 взято къ церкви Покровской, а сто оставлено при Николаевской. (4). Для Успенской — Рябкинской церкви первыхъ прихожанъ дала деревня Рябка, изъ которой такимъ образомъ образовалось село Рябка. (5).

--------------------

(2) Указ. Тамб. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Правл. 1765 г. Февр. 19 дня № 176.

(3) Указ. той же Кон. отъ 23 Іюля 1765 г. № 974.

(4) Указ. Тамб . Дух. Кон. въ Красн. Дух. Правл. 1765 г. Дек. 23 № 1682.

(5) Пром. отъ дворц. Троицко—острож. дѣлъ Управителя въ Красн. Дух. Правл. 1771 г. Іюля 28 № 263.

— 480 —

Около этого же времени, или немного послѣ, и самыя церкви въ Красной Слободѣ приняли настоящія свои имена, а вмѣстѣ съ тѣмъ и долю нынѣшняго своего благолѣпія. Перемѣна эта произведена не правительствомъ, не какою либо компаніею, а однимъ частнымъ лицомъ: то былъ Московскій первой гильдіи купецъ Андрей Тарасовъ сынъ, Меликовъ, содержатель чугунно-желѣзныхъ и винокуренныхъ заводовъ въ Маскинѣ и на рѣкахъ Сивини, Авгарѣ и Рябкѣ. Этотъ богачъ, Родшильдъ нашего края, въ собственномъ смыслѣ озолотилъ Красную — Слободу. До Мелякова всѣ церкви въ Слободѣ были деревянныя и не отличались ни долговѣчностію, ни богатствомъ архитектуры. У Мелякова достало и усердія и золота всѣ деревянныя церкви города замѣнить каменными. Дѣло началось съ приходской церкви Мелякова — церкви Ильинской: въ 1754 году вмѣсто деревянной Ильинской церкви онъ построилъ церковь каменную, трехъ — престольную; главный храмъ въ этой церкви былъ освященъ во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы; придѣльные же — одинъ во имя святаго пророка Иліи, другой во имя великомученика Харлампія. (6). Такимъ образомъ вмѣсто Ильинской церкви явилась церковь Благовѣщенская. Впрочемъ новопостроенная церковь, какъ въ просто-

-----------------

въ арх. того права.

(6) Клиров. вѣд. Благовѣщ. церкви. Также: прош. Мелякова въ Красн. Дух. Правл., подан. 23 Февр. 1770 года по входящ. № 7, въ архив. того правл.: указ. Тамб. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Правл. отъ 18 Мая 1754 г. № 1111.

— 481 —

рѣчіи, такъ даже и въ оффиціальныхъ бумагахъ продолжала называться Ильинской (такъ, поэтому, она значится въ 1764 году и по настоящей статьѣ), и только спустя 10 лѣтъ предписано было эту церковь не иначе называть, какъ Благовѣщенскою. (7). Въ 1762 году Меликовъ вмѣсто двухъ деревянныхъ церквей Николаевской и Владимірской, что на Карьгѣ, построилъ одну церковь каменную во имя Владимірской Божіей Матери съ придѣломъ во имя Николая Чудотворца. (8). — Въ 1772 году Меликовъ вмѣсто бывшей монастырской Іоанно—Предтеченской

--------------

(7) Указ. Тамб. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Правл. отъ 25 Авг. 1764 г. № 1749.

(8) Указъ Тамб. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Прав. 1762 г. Іюля 5 дня № 1812.— На Карьгѣ было двѣ деревянныхъ церкви, какъ это ясно видно изъ цитуемыхъ здѣсь указовъ. Одна изъ нихъ, а именно церковь Николаевская, первоначально построена въ 1680 году (Пенз. Епарх. Вѣд. 1867 г. № 22). Когда въ первый разъ построена другая церковь, Владимірская, неизвѣстно. Эта послѣдняя церковь не имѣла, кажется, самостоятельнаго бытія и была, должно быть, теплою церковію при церкви Николаевской, и по этому—то конечно объ ней нигдѣ почти и не поминается. Каменная Владимірская церковь построена и освящена въ 1762, а не въ 1764 году, какъ значится по Клировымъ вѣдомостямъ Владимір. церкви (Тамъ же). Деревянное зданіе Николаевской церкви передано въ село Изосимовку, а зданіе Владимірской церкви въ село Савинское, Шутовка тожъ. (Указ. Тамб. Дух. Кон. въ Кр. Дух. Правл. 1753 г. Мар. 5 № 173.)

— 482 —

церкви настроилъ церковь каменную, трехъ-престольпую; главный храмъ въ этой церкви освященъ былъ во имя Смоленской Божіей Матери, а придѣльные — одинъ во имя святаго Іоанна Предтечи, а другой во имя великомученика Іоанна Воина. (9). Церковь эта по бумагамъ долго еще продолжала писаться Предтечевою, а въ просторѣчіи и доселѣ слыветъ подъ именемъ Предтеченской.— Въ 1780 году Меляковъ построилъ церковь соборную — Троицкую: въ ней поставлено пять престоловъ, а именно: въ настоящей средній алтарь — во имя Живоначальныя Троицы; справа во имя Бориса и Глѣба, а съ лѣвой стороны во имя Николая Чудотворца; въ придѣльной церкви — съ правой стороны во имя Казанскія Божія Матери, а съ лѣвой во имя святаго Апостола Андрея Первозваннаго (небесный Патронъ Андрея Мелякова). Построеніемъ этой церкви Андрей Меликовъ, кажется, хотѣлъ, увѣнчать свое усердіе къ храмозданію; на ней онъ вылилъ всю душу, высказалъ свой глубоко религіозный и эстетическій вкусъ. Весь дышавшій желаніемъ видѣть наслѣдника — сына и, къ крайнему огорченію, лишенный этого утѣшенія, Меляковъ, кажется, воплощалъ свою любовь къ сыну на соборѣ; его — то онъ хотѣлъ оставить памятникомъ угасающей своей фамиліи. Несокушаемая временемъ при всей старинѣ хорошая живопись, богатый венеціанскій бархатъ, массивная серебряная утварь, а что особенно дорого, цѣлыя десятки частицъ святыхъ мощей — все это доселѣ служитъ живымъ памятникомъ богатства и

--------------

(9) Клир. Вѣд. Смолен. церкви.

— 483 —

благочестивой любви къ собору Мелякова. (10). — Вмѣстѣ съ построеніемъ собора, почти въ одно и тоже время, строилась пятая каменная Краснослободская церковь, Покровская; въ построеніи этой церкви, кажется, участвовалъ больше братъ Андрея Мелякова, Кириллъ... Покровская церковь сдѣлана двухъ — престольная: въ настоящей во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а придѣльная во имя Кирилла Катанскаго, небеснаго патрона Кирилла Тарасовича Мелякова. (11).

Такимъ образомъ Меляковы надолго обстроили Красную — Слободу. Меляковскіе храмы хотя и подвергались перестройкѣ, но большая часть изъ нихъ стоитъ и доселѣ: досконально перестроены только двѣ церкви: Благовѣщенская и Смоленская. (12).

Священникъ І. Бѣляевъ.

------------

(10) Немногія свѣдѣнія объ Ан. Меляковѣ намъ удалось слышать отъ одного изъ его потомковъ, по женской линіи, Алек. Ник. Манухина.

(11) Кириллъ Тарасовъ Меляковъ принималъ участіе въ построеніи и другихъ церквей, напр. Благовѣщенской (Указ. Тамб. Дух. Кон. въ Красн. Дух. Прав. 1764 г. Мая 18 № 1111).

(12) Кажется Меликову, кромѣ указанныхъ почтеннымъ авторомъ, принадлежатъ и еще нѣкоторые храмы въ Краснослободскомъ уѣздѣ: желательно бы видѣть въ печати хотя краткую біографію этого замѣчательнаго благотворителя св. церкви. Редак.

См.

журнал Искры 1915 01 и далее

Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века

План города Саратов и список его улиц

Алфавитный список жителей Самара 1911, Саратов 1911

Вся Самара 1911

Список домовладельцев Казань 1910

Все учебные заведения Самара 1911

Весь Царицын 1911

Женская гимназия (институт) Нижний Новгород, Саратов (Аткарск, Вольск, Камышин, Петровск, Хвалынск)

Женские гимназии и институты Квитанции за обучение

Список старших агентов и ответственных служащих Рязанско-Уральской железной дороги 1912

Конторы торгово-промышленных предприятий г. Саратова

Депутаты первой государственной думы Екатеринославская губерния, Казанская губерния, Калужская губерния, Киевская губерния, Самарская губерния, Саратовская губерния, Область Войска Донского

Список городов России 1917

Москва Городские Электрические Трамваи 1915

Город Краснослободск и его уезд до 1700 года, в 18 веке

Вся Волга 1907 Казанская, Костромская, Нижегородская, Симбирская

Волга от истока до устья

Астрахань, Балаклава, Вольск, Инкерман, Казань, Кинешма, Кострома, Нижний-Новгород, Ростов на-Дону, Самара, Саратов, Севастополь, Симбирск, Симферополь, Сызрань, Херсонес, Царицын

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира