Найти тему
Дмитрий Тараторин

Абсолютное зло

«Это для Вас, возможно, какая-то существенная разница между царской и комиссарской властью.

А для меня разница лишь в эффективности тех же самых репрессивных и антихристианских практик», - завили мне недавно.

Прокомментирую, вчем вижу разницу, то есть, проясню, ибо это сугубо важно.

Грехи царской власти есть грехи обычные, от века людьми творимые. В какой-то век больше, в каком-то месте – меньше.

Белые рыцари
Белые рыцари

А грех коммунистов и прочих утопистов – чистый сатанизм. Потому как речь идет не о количественных категориях (сколько кем казнено, замучено). Речь о планировании и попытке построения совершенного общества без угнетения и почти-что без зла и страданий. Вот, эти то попытки и есть воплощенное зло, потому как отрицают, пораженность воли (природы ли) человека грехом, как в молитве сказано – «яко семя тли во мне есть». То есть, зло исходит и будет до Конца Света исходить из самого человека, из «семени тли». И чем дальше, тем больше, согласно Откровению Иоанна и иным речениям Нового Завета.

Еще раз. Коммунизм зло абсолютное не потому, что миллионы погубил, а потому, что погубил их во имя заведомой лжи (и то, что коммунисты веровали в нее как в истину, лишь усугубляет их грех). Дьявол – отец лжи и вы хотите исполнять похоти его.

Сама идея «конструктивизма» (главная в Модерне), возможности нечто точно по чертежам из общества соорудить и есть зло. Сам оптимизм относительно человеческой природы, способности быть сознательным, ответственным, рациональным – зло.

Красные орки
Красные орки

Среди царей "конструктивистом" был только Петр. Но он был дисциплинарным утопистом. В благую добрую природу человека он, разумеется, не верил, будучи (хоть и своеобразным) христианином.

А истину о человеке и обществе очень доступно сформулировал все тот же Константин Леонтьев:

«Терпите! Всем лучше никогда не будет. Одним будет лучше, другим станет хуже. Такое состояние, такие колебания горести и боли – вот единственно возможная на земле гармония! И больше ничего не ждите. Помните и то, что всему бывает конец; даже скалы гранитные выветриваются, подмываются; даже исполинские тела небесные гибнут… Если же человечество есть явление живое и органическое, то тем более ему должен настать когда-нибудь конец. А если будет конец, то какая нужда нам так заботиться о благе будущих, далеких, вовсе даже непонятных нам поколений? Как мы можем мечтать о благе правнуков, когда мы самое ближайшее к нам поколение – сынов и дочерей – вразумить и успокоить действиями разума не можем? Как можем мы надеяться на всеобщую нравственную или практическую правду, когда самая теоретическая истина, или разгадка земной жизни, до сих пор скрыта для нас за непроницаемою завесой; когда и великие умы, и целые нации постоянно ошибаются, разочаровываются и идут совсем не к тем целям, которых они искали? Победители впадают почти всегда в те самые ошибки, которые сгубили побежденных ими, и т. д. …Ничего нет верного в реальном мире явлений.

Верно только одно — точно, одно, одно только несомненно – это то, что все здешнее должно погибнуть! И потому на что эта лихорадочная забота о земном благе грядущих поколений? На что эти младенчески болезненные мечты и восторги? День наш – век наш! И потому, терпите и заботьтесь практически лишь о ближайших делах, а сердечно – лишь о ближних людях: именно о ближних, а не о всем человечестве».

То есть, исходя из этого, и можно, и должно христианину бороться с конкретными проявлениями зла, а не изобретать схемы его тотального уничтожения, которые Всегда ведут только к умножению зла уже вовсе запредельному. И должно знать, что всякая твоя победа над злом внутри себя или вовне, в следующее же мгновение может (и скорее всего) обнулится. Но, при этом, не отступать и не сдаваться, ибо «претерпевший же до конца спасется».

Вот, понимание и отстаивание этой правды о мире и человеке и есть политический консерватизм, каковой только и совместим с Вестью Христовой.