Небольшое пояснение нашей общей позиции всем тем, кто сомневается (а как показал диалог с одним товарищем на канале «Пантограф», такие есть).
Немного предыстории.
Позавчера на канале «Пантограф» под статьёй «Маленькие душегубки на ключевом автобусном маршруте Тулы» некий Олег Плотник с пеной у рта доказывал автору, что если там написано 19+33 мест, значит, там и есть 19+33 мест. И вы все не правы и вообще во всем администрация Тулы виновата, спрашивайте с них.
Позволю себе процитировать этого шедеврального эксперта:
«Автор, хватит врать! Если написано 19 сидячих и 33 стоя, значит так оно и есть и это не битком! Вопрос в том, часто ли ходят эти автобусы, если бы интервал движения был меньше, вполне нормальный автобус! Все вопросы к руководству города и не надо валить с больной головы на здоровую! Зачем пускать большой ЛиАЗ, если автобус везёт 10-20 чел., например! Все вопросы к руководству города и руководству автопредприятия!»…
В принципе, дальше уже можно не читать. Видно, насколько человек разбирается в том, что и куда нужно ставить и как он в принципе знает маршруты Тулы (хотя у меня есть основания полагать, что дяденька не из местных, потому что называть 18 маршрут воздуховозом – это надо раз 500 об стену головой удариться).
Но я почитал дальше. И нашел прекрасный аргумент:
«…а если у тебя жопа шире дверей автобуса, это опять же твои проблемы, а не автобуса»
Или я идиот, или у меня лыжи неправильно едут. Как бы транспорт должен (нет, он обязан) быть удобным для любого человека вне зависимости от его комплекции. Или мы все должны быть арийцами, а тех, кто не подходит под 90-60-90, надо сжигать или сбрасывать со скалы, как в Спарте делали, да?
«…и по секрету тебе скажу, интеллектуалу, знаешь как рассчитывается сколько людей входит в автобус? Берётся метраж автобуса и делится на площадь, на которой стоит один человек и получается количество людей!»
Если, как написал этот эксперт, считать вместимость автобуса именно так, то в этот сарай на колесах и 100 человек вместить можно…но считается-то она не так!
Вместимостью автобуса называется способность перевозить одновременно определенное число пассажиров с удобствами, предусмотренными конструкцией автобуса. Число мест в автобусе, установленное технической характеристикой, называется номинальной вместимостью.
Вместимость автобусов городского и пригородного типа определяется суммой числа мест для сидения и стоящих пассажиров с расчетом, что на одного стоящего пассажира приходится площадь 0,2 м2, в час «пик» - 0,125 м2 (на 1м2 – 5 человек):
qн=qсид + qст∙F, пасс.
где qсид – количество пассажиров, проезжающих сидя, пасс;
qст – количество пассажиров, проезжающих стоя, пасс;
F – площадь пола автобуса, свободная от сидений, м2.
Если углубиться еще дальше, то можно узнать, что есть два типа вместимости автобуса – это номинальная вместимость и предельная.
· Номинальная вместимость – в межпиковое время: не менее 0,315 м2 для сидящего, 0,2 м2 для стоящего пассажира,
· Предельная вместимость – в часы пик: до 0,125 м2.
И здесь мы переходим к главной, пожалуй, ошибке всех перевозчиков. Подвижной состав выбирается по предельной вместимости, которую в реальной жизни никак достигнуть не получится. Люди разные, никогда такого не будет, чтобы в автобус вошли люди хотя бы примерно одной комплекции. Эти цифры, что берут для расчета вместимости – дико усредненные. И это мы еще не учитываем мам с колясками и людей с сумками…
Теперь о классности автобусов по пассажировместимости. Полностью классы прописывать не буду, подробно остановлюсь только на малом и среднем как на интересующих нас в контексте именно Vector Next.
Автобусы малого класса используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.
Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.
А теперь про Векторы.
Единственный параметр, по которому Вектор является средним классом – это максимально допустимое общее количество пассажиров, заявленное заводом-изготовителем. Заявлено 52 человека. Но опять же, я не вижу никаких условий, при которых эти самые 52 человека поместятся. Может, тогда стоит перестать считать предельную вместимость из расчета по 8 человек на квадратный метр?
По длине своей и количеству сидячих мест Вектор – самый что ни на есть малый автобус. Судите сами: длина 7.645, сидячих мест 19. Не дотягивает. Теперь поговорим про номинальную вместимость Вектора, а не про предельную. Про ту, что считается по 5 человек на метр квадратный. Считаем площадь салона без сидячих мест: 2.35*0.9 (накопительная площадка без ступенек) + 2.6*0.5 (проход между сидениями) + 0,6*0,95 (закуток у передней двери) = 3.99 м2. Округлим эту цифру до 4 метров и умножим на 5 человек на метр, затем прибавляем сидячие. Итого получаем 39 человек. Я больше поверю, кстати, что в нынешних условиях помещаются не 5, а 4 человека на м2. Это будет 35. Те самые 35, что я упоминал в статье про замену Векторов на автобусы большой вместимости. И то людям уже будет некомфортно. В условиях узости прохода между сидениями – люди не разойдутся, что мы и получаем, к слову.
Что Петербургу маршрутка – то Туле автобус, да еще и на самом загруженном маршруте?!
Да, получается именно так. Векторы в Санкт-Петербурге работают только на коммерческих маршрутах с не самым высоким пассажиропотоком, а также как развозка до ТЦ и на некоторых пригородных. Так с какой стати в Туле вдруг решили, что это нечто подойдет для маршрута, на котором большая-то вместимость набивалась в "фарш"???
Посмотрим на пример Петербурга. В Московском районе есть несколько маршруток, работающих на Векторах. Все брать не буду, рассмотрю только К-86 «ст. м. Звездная – ст. м. Парк Победы» и К-171 «пл. Конституции – ст. м. Парк Победы – пл. Конституции». Обе они внутрирайонные, то есть катаются чисто по Московскому району, у обеих функция только одна – подвозить людей к метро. С этим они справляются идеально: людей не так много, в принципе пойдет. К-171 вообще кольцевая по району и очень редко набивается. Есть еще маршрут К-287 «ст. м. Московская – г. Пушкин». Не особо популярный маршрут, который, к тому же, имеет очень мощного конкурента в виде 187 автобуса, который ходит постоянно полный при интервале движения в 5 минут.
После всего этого есть только один вопрос: а в Туле те, кто принимает решения по транспорту, вообще разбираются в нем? Видели ли они, какие толпы возит 18 маршрут? Впрочем, ответ очевиден.
И снова возвращаемся к словам «эксперта» Олега Плотника:
«…все вопросы администрации, которая жалеет деньги и вместо ЛиАЗов закупает ПАЗы. и интервал полчаса»
Интервал 18 автобуса в последнее время был 7 минут, сейчас вообще 3. Но один вопрос к администрации все же есть. Почему они подстроились под перевозчика? Средняя вместимость на 18 маршрут в заказе на 2019 год была прописана под приход ООО «Тульские автобусные линии» и это не мои догадки. Мне эти слова подтвердил еще тогда работающий в МКП ТГЭТ человек. Разве городские власти не должны требовать соблюдений своих условий? Тула что, параллельная вселенная? В нормальной реальности ООО «Тульские автобусные линии» должны заставить закупить большие автобусы, возможно, с помощью денег из бюджета, но у нас решили пойти по пути наименьшего сопротивления и сделать максимально просто и убого.
Нет предела глупости одних людей и некомпетентности других. И из-за них, к сожалению, нормальные люди всегда будут страдать.
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовил и предоставил для публикации Николай Кармаевский, фото, если не указано иного, автора.
Другие материалы канала по транспорту:
Туляки негодуют из-за закрытия троллейбусного маршрута номер 11
Каким представляется развитие трамвая в Туле