Формула любви. СССР, 1984. Режиссер Марк Захаров. Сценарист Григорий Горин (по мотивам «Графа Калиостро» А. Толстого). Актеры: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов (III), Александр Абдулов, Семён Фарада, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александра Захарова, Николай Скоробогатов, Анна Андриянова и др. Премьера на ТВ: 30 декабря 1984.
Режиссер Марк Захаров (1933-2019) был знаменитым театральным режиссером, однако и его фильмы, снятые для телевидения («12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви») имели большой успех у зрительской аудитории.
Знаменитый маг и предсказатель человеческих судеб граф Калиостро приезжает в далекую и загадочную Россию, где его плутоватые слуги вдохновенным дуэтом поют незабываемые куплеты "Uno momento" в надежде покорить сердце русской красавицы...
Да, были когда-то времена, когда вся страна знала: на новогодние праздники обязательно покажут новую сказку Марка Захарова по сценарию Григория Горина. Иронически и философски переосмысливая с детства знакомые истории, этот блистательный дуэт дарил зрителям то "Обыкновенное чудо", то "Барона Мюнхгаузена", то "Дом, который построил Свифт", то "Формулу любви", то "Убить дракона"... Увы, прошли времена притч-иносказаний, притч-намеков, с восторгом читаемых тогдашней интеллигентной публикой. И уже, увы, нет с ними ни Григория Горина, ни Марка Захарова...
Но их фильмы продолжают радовать новые поколения зрителей. Остроумием диалогов. Блистательной актерской игрой (чего стоит одна только роль Леонида Броневого в "Формуле любви"!). Элегантной режиссурой, вышивающей блестящие узоры на занимательных сюжетах с философским двойным дном.
Советская пресса встретила «Формулу любви» весьма доброжелательно.
К примеру, кинокритик Юлий Смелков (1934-1996) писал, что в «формуле любви», как и иных «фильмах Захарова и Горина всегда есть некий обертон — все весело, остроумно, но слышен грустный мотив» (Смелков, 1985: 13). Смелков Ю. Классика под Новый год // Телевидение и радиовещание. 1985. № 3. С. 13.
А кинокритик Валерий Кичин отмечал, что «при всей аттракционности и эстрадной броскости режиссерской манеры фильм не теряет ни серьезности, ни глубины темы» (Кичин, 1985: 9). Кичин В. ТВ: Мир вдохновения // Неделя. 1985. № 2. С. 9.
В XXI веке «Формула любви» стала предметом специального исследования Александра Ряпосова, который утверждал, что «перед нами сюжет о человеческих возможностях и о пределах таковых, то есть сюжет о существовании таких сфер и областей бытия, над которыми человек не властен» (Ряпосов, 2017: 74). Ряпосов А. Ю. Телефильм М. А. Захарова «Формула любви» («Мосфильм», 1984): сюжет, композиция, жанр // Театрон. 2017. №3. С. 62-76.
Мнения нынешних зрителей о «Формуле любви» порой полярны – от полного восторга до абсолютного неприятия:
«Фильм, ставший классикой. Марк Захаров - великий режиссер. …. Фильм – чудо» (Павел).
«Типичный фильм Захарова. Его фильмы узнаваемы. Их объединяет вымученная идейность. Да, именно вымученная. Претензия на философичность, которой нет. Более того, если говорить об этом фильме, то он, вообще, какой-то бредовый» (А. Алексеева).
А каковы Ваши мнения о «Формуле любви», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020