В этой части нашего повествования я бы хотела сказать несколько слов об одной из сторон ' любовного треугольника" : врач -празиты ( ОЗ, ФОМС и т.п)- пациенты. А именно-о пациентах. Вопреки тщательно раздуваемому в сми очагу неприязни врачей к пациентам и наоборот, в жизни это не так! То есть те 60 процентов самых стойких из получивших диплом о высшем медицинском образовании и ставших таки врачами клиницистами прекрасно знали, на что они шли. И свою первую пооусумасшедшую бабушку или хронического сутяжника они увидели отнюдь не сев на стул в кабинете врачебного приема. Они прекрасно познакомились с полным ассортиментом данного " бестиария" за 7 то лет! И вполне были готовы к тому, ч о никто не будет взирать на них с обожанием и восхищенно шептать :" Доктор!!". И раз работаю по 30 лет с этими пациентами , и никуда не уходят -значит не так уж им эти пациенты надоели? Ведь уйти есть куда, уверяю вас! О том, куда и кто уходит я расскажу позднее. Уверяю --вы будете ну ооочень сильно удивлены! Следите за публикациями!
Так вот: быть врачом, значит иметь совершенно особенный характер. Основа его-высочайший уровень эмпатии и безграничное терпение. Как однажды сказал мой Наставник, когда я посетовала, что пациент уж сильно бестолков, и ему приходится все по 100 раз повторять ;" - Ну ты же не требуешь, чтобы 3х летка тебе борща наварил? Вот и не требуй от пациента, чтобы когда ты его попросишь " раздеться до пояса" он не спрашивал :" а выше пояса или ниже пояса, просто сразу скажи :" майку снимай , штаны не надо". И я запомнила это на всю жизнь. Нет, пациенты, которые не понимают, как на кушетку лечь меня не раздражают. Не раздражают и других хороших врачей ( помним про 3х летку и борщ). И тем не менее жалобы ( или как сейчас принято говорить " пиетензии") пишут регулярно даже на самых лучших врачей. Так почему жалуются? За годы работы я убедилась, что в принципе жалобы эти довольно однотипны. И их в принципе можно поделить на несколько немногочисленных видов.Сразу скажу-абсолютнте большинство лично моих пациентов-совершенно нормальные, адекватные люди. И им и в голову не приходит никуда жаловаться. Но некоторые все таки жалуются. На что?
1. Самая малочисленная группа-жалуются реально по делу: грубые ошибки в лечении и диагностике, неправильная трудовая экспертиза ( неправильно, не в те даты и т.п выдан больничный лист). Тут вопросов нет-люди отстаивают свои права.
2. " Городские сумасшедшие". Это реально душевнобольные люди. Увы-не все они лежат в стационаре и регулярно получают положенную терапию . В принципе-" на районе" их все знают. Они регулярно скандалят в банках, бьют бутылки в супермаркетах, ну, и естественно как же не зайти в поликлинику! А там уж дело техники!
3. Скандалисты и сутяжники в принципе. Весь смысл жизни-целый день писать жалобы на всех и везде. В поликлиники ходить обожают. Как правило-не болеют ничем. Но опытные врачи так или иначе умеют нахрдить с ними общий язык. Коассическая ситуация : сегодня в Кремль на доктора жалобу писал, сегодня доктор-лучший друг!
4. " Пьеро" или " Царевны Несмеяны"- нелюбимые в детстве дети, позднее-нелюбимые жены ( мужья), обижены на все и всех. Самое незначительное првышение голоса, отказ выписать направление или вопрос типа " не бооели ли туберкулезом" может вызвать поток рыданий, истерику и жалобу на 5 листов формата А4 с подробным описанием, как черствый доктор почти до инфаркта довел.
5. Самая обширная группа. Тут уместно привести цитату из Вольтера :" - Разьясняйте миру значения слов, и вы избавите его от половины заблуждений". То есть-претензия у пациента возникает , потому что он ' чего то не понял" или " Я ДУМАЮ, что должно быть ТАК, а доктор не хочет делать так, как Я ДУМАЮ"!.
Ну и поскольку эта группа самая обширная остановлюсь на ней подробнее.
Первая часть :" Я не понял, доктор плохо обьяснил (перевожу " с пациентского на русский": невнимательно слушал, витал в облаках). Результат: не вышел в положенный день на работу, не вовремя сдал анализы, не прошел обследование, ночью увезли в стационар( не выпил положенную таблетку). Если доктор аккуратно ведет документацию и тщательно записывает все свои рекомендации( а после одной такой жалобы доктор оочень быстро учится вести документацию максимально аккуратно) такие " претензии" конечно без нервотрепки для доктора не пройдут, но не смертельны. Но если не дай Бог доктор где то что то не дописал-быть Большой Беде-в десятке инстанций придется доказывать, что пациент-совершеннолетний и дееспособный, не глухонемой и не умственно отсталый, и понять, что надо один раз в дент на ночь принять одну таблетку точно в состоянии.
Вторая группа :" Мне вот тут сказали, я вот тут решил"- пациенты, которых ' внезапно осенило", что доктор должен сделать то то и то то. Ну например-в возрасте 20 ти лет девушке по ноге проехал велосипедом соседский мальчишка. Мизинчик сломался и криво сросся. Девушка так дожила до 65ти лет. И в 65 лет пошла в баню со сватьей. А сватья увидела кривой мизинчик, да и говорит :"- Ой, Семеновна! Да у тебя ж ногв страшно покалечена!!! Тебе инвалидность положена!!". И на другой же день Семеновна идет к врачу и с порога выкладывает:" Хочу инвалидность! Нога то покалечена! Оформляйте!". Сдвинуть Семеновну с ее позиции нереально-ведь сватья ее убедила, что " врачи так просто не сдадутся, ибо по сути зловредные и человеку больному ну ни в жисть ничего хорошего нн сделают. Вон и в тИлИвТзИре каждый день про них показывают , какие они гады!". И Семеновна не сдастся-дойдет до Приемной Президента.
И таких примеров , когда пациент что то где то прочитал, кто то ему что то сказал, и он идет к врачу " получить законное"- тьма тьмущая! В принципе-если бы я на каждом приеме не тратила кучу времени на терпеливое детальное разьяснение каждому третьему пациенту, почему его ' фэнтэзи" именно " фэнтези", которую невозможно реализовать, на меня в день по 10 " претензий" писали ( тьфу-тьфу!!!!!!!).
Но несмотря на весь мой опыт, терпение, устойчивую репутацию хорошего доктора и прочее бла-бла-бла таки несколько раз в год пишут.
Жалоба написана. Что дальше происходит? Сильно вас разочарую : никакой " корпоративной солидарности" не существует и никто " своих " не " отмазывает.
Ибо изначально данная " претензия" хоть от 'городского сумасшедшего" , хоть от " фантазера", хоть от " обиженного" посупает куда? Ай, молодцы! Правильно - к ОЗ!!! А кто у нас ОЗ? Об этом-далее! Следите за публикациями, подписывйтесь на канал! Обещаю-скучно не будет!
П