Найти в Дзене
Александр Ульянов

Цитаты из читаемого №4. Собрание сочинений в пяти томах С. Есенина

Оглавление
[1]. Есенин С. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том второй: Стихотворения (октябрь 1917-1924) / Под общей редакцией Г. И. Владыкина, К. Л. Зелинского и др. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — 316 с.                   [2]. Есенин С. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том третий: Стихотворения и поэмы (1924-1925) / Под общей редакцией Г. И. Владыкина, К. Л. Зелинского и др. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — 280 с.
[1]. Есенин С. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том второй: Стихотворения (октябрь 1917-1924) / Под общей редакцией Г. И. Владыкина, К. Л. Зелинского и др. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — 316 с. [2]. Есенин С. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том третий: Стихотворения и поэмы (1924-1925) / Под общей редакцией Г. И. Владыкина, К. Л. Зелинского и др. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — 280 с.

В данном издании, в имеющихся у меня двух томах (второй и третий) из пяти, представлены стихотворения и поэмы С. Есенина за 1917-1925 года (1925 год — год смерти Есенина). Изначально я думал, что и пары цитат не смогу выделить, но ожидания не оправдались. Поэтому ниже представлены цитаты, которые меня чем-то зацепили:

Том 2. "Инония" [c. 36-44]

И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли, —
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли!

Был бы я пропагандистом на каком-нибудь федеральном канале, который бы всячески хулил США, то я бы использовал именно это четверостишие, причём на постоянной основе. Оно очень звучное и хлёсткое, особенно — "отколотая половина земли", как бы намекая, что настоящая земля на данной части суши.

Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»

Это последние строчки стихотворения и, как по мне, звучат они мощно. Хотя и всё стихотворение очень хлёсткое, даже с некоторыми нападками на определённые группы людей, с явной провокацией — "Я кричу, сняв с Христа штаны:".

Том 2. "Кобыльи корабли" [с. 87-90]

Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.

Сам этот стих я особо не понял, так как поэтическое творчество воспринимать совершенно не умею, но в этом стихотворении очень много красочных и ярких образов представлено, что грех их не выделить.

Бог ребенка волчице дал,
Человек съел дитя волчицы.

Если предположить, что Есенин в этот момент времени (1919) год уже немного разочаровался в революции, а на фоне идёт гражданская война, где брат против брата идёт, то данное творение, наверное, можно характеризовать с точи зрения сохранения человечности в это не простое время, так как здесь показано зверство людей, что можно из данной строчки, скорее всего, заметить и в самом стихотворении поэт как бы ставит животных выше (а ещё тут могут звучать и библейские мотивы — ковчег Ноя; совершенно не понимаю как стихи трактовать). Хотя прочитав больше стихотворения, я начинаю сомневаться во всём сказанном.

Где же те? где ещё одиннадцать,
Что светильники сисек жгут?
Если хочешь, поэт, жениться,
Так женись на овце в хлеву.

Немного к предыдущему размышлению, но тут больше странностей и непонятностей. Я не понял, что это за "одиннадцать" и причём тут "сиськи". Но звучит это прикольно.

Сестры-суки и братья-кобели,
Я, как вы, у людей в загоне.

Здесь уже прямое обращение к животным и приравнивания своего положения с их.

Если голод с разрушенных стен
Вцепится в мои волоса, —
Половину ноги моей сам съем,
Половину отдам вам высасывать.

Звучит очень мощно, особенно последние две строчки. Поэтому я и посчитал, что здесь говорится про человечность, хоть и при обращении к животным. Но следующие строчки ещё показательнее:

Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

Это прямое продолжение предыдущего четверостишия, которое звучит ещё громче. И мне как раз показалось, что тут имеется отзвук гражданской войны и разочарование революцией ("любимая земля" — Россия, "ближний" — гражданская война, где свои против своих; "сумасшедшего" — возможно, про идеи революции; хотя я совершенно не знаю, а лишь предполагаю, так как я не понимаю, как, вообще, люди стихи интерпретирует и находят в них смыслы).

Том 2. "Все живое особой метой..." [с. 109-110]

Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

Перешедшее детство забияки и сорванца в поэтическое творчество. Там ещё очень интересные строки звучат про оправдание перед матерью, когда в детстве был нос разбит — "споткнулся о камень", — и тоже самое оправдание перед "хохочущим сбродом" за "душу в крови".

Том 2. "Не ругайтесь. Такое дело!..." [с. 117-118]

Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.

Не мог не указать эти строки, так как они отлично подходят для того, чтобы при случае их можно было бы вставить в диалог.

Том 2. "Да! Теперь решено. Без возврата..." [с. 121-122]

Низкий дом без меня ссутулился,
Старый пес мой давно издох.

Опять же не мог не указать данные строки, так как они потрясающе лежат на музыке — "Монгол Шуудан — Москва" (ссылка на YouTube). Слушать на свой страх и риск, так как заесть может на долго.

Том 2. "Пой же, пой. На проклятой гитаре..." [с. 127-128]

Только знаешь, пошли их ...
Не умру я, мой друг, никогда.

Мне вот интересно, намерено или нет здесь пропущено слово. Если смотреть в интернете, то там иногда пишут с пропуском, а иногда нет.

Том 2. "Стансы" [с. 191-194]

Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может —
О девушке, о звездах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.

Особенно меня здесь цепляют первые три строчки. Ещё до этого Есенин пишет: "Стихи — не очень трудные дела.", — как о своём таланте. Наверное, эти строки отражают моё отношение к поэтическому творчеству в целом. До Есенина я читал других авторов, которые были достаточно локальны и неизвестны, но у меня были их сборники. И вот там, я ничего не мог найти интересного для прочтение, практически ни одно стихотворение не смогло меня зацепить. Их творчество, в отличии от звучных имён, которые уже внесли свой вклад в развитие культуры, я бы назвал эгоистическим, потому что там больше как "о девушке, о звёздах, о луне..." ничего и не пишут. А когда читаешь Есенина, то понимаешь, что здесь что-то большее, чем просто чувство. Хотя, может быть, я и ошибаюсь, так как поэзия — это далёкий для меня формат.

Том 3. "Я спросил сегодня у менялы..." [с. 9-10]

О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Просто не мог пройти мимо цитатки о любви, да и неплохая она. Звучная и можно даже как-то в диалог впихнуть в случае разговоров о любви.

Том 3. "Свет вечерний шафранного края..." [с. 16-17]

Дорогая, с чадрой не дружись,
Заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться.

Солидарен с мнением автора — счастьем нужно любоваться! Так как это стихотворение из цикла "Персидские мотивы", то восточный колорит пронизывает каждое из стихотворений. А чадра — это покрывало у мусульман, которое закрывает полностью фигуру женщины с головы до пят.

Том 3. "Золото холодное луны..." [с. 20-21]

Жить — так жить, любить — так уж влюбляться.
В лунном золоте целуйся и гуляй,
Если ж хочешь мертвым поклоняться,
То живых тем сном не отравляй.

Очень много в этом цикле у Есенина хороших и звучных строк, хоть все записывай и запоминай.

Том 3. "Капитан земли" [с. 36-39]

Лишь только он,
С рукой своей воздетой,
Сказал, что мир —
Единая семья.

И ещё:

Он много мыслил
По-марксистски,
Совсем по-ленински
Творил.

Неплохие слова о Ленине, написанные в смерть годовщины смерти Ленина. Особенно мне про "единую семью" понравилось очень красочно звучит.

Том 3. "Мой путь" [с. 42-48]

Но этот хлеб,
Что жрете вы, —
Ведь мы его того-с...
Навозом...

Очень смешная строчка, которая проговаривается в контексте творческого отрезка времени, когда Есенин был хулиганистым и писал сборник "Москва кабацкая" и многим это не нравилось, даже не нравилось с некоторым отвращением. И это его своеобразный ответ на их брезгливость. А сам стих потрясающий. Можно даже сказать, что это краткая автобиография Есенина.

Том 3. "Синий туман. Снеговое раздолье..." [с. 103-104]

Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, —
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Всего шесть строчек, а столько эмоций, переживаний и смыслов во мне пробуждается после их прочтения. И грусть, и понимание, и смирение, и даже радость с некоторым акцентом на настоящее.

Том 3. "Не гляди на меня с упреком..." [с. 130-131]

Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Не возможно не указать крылатые строки, по крайней мере теперь я знаю на что ссылаться, если данную фразу встречу. Интересно, а есть ли у этой фразы ещё более ранние предшественники?

Том 3. "Ты меня не любишь, не жалеешь..." [с. 132-133]

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Ну и как же можно обойтись без цитатки, которую частенько так можно встретить на просторах необъятной сети.

Том 3. "Черный человек" [с. 209-214]

Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...

А вот здесь точно нужно прочитать саму поэму, чтобы прочувствовать эти строки. Они аж до мурашек во мне отзвучали.

Сам себя не прорекламируешь, никто не прорекламирует!
Сам себя не прорекламируешь, никто не прорекламирует!

На этом всё с данной книгой. Если кому интересно у меня есть Telegram-канал "Дневник человека. Четыре стены и мысли", в котором я публикую впечатления от прочитанного, просмотренного и не только, в том числе и о данном творении (ссылка на канал в Telegram).