В предыдущей статье были опубликованы темы итогового сочинения, которые можно раскрыть, опираясь на повесть А. Грина "Алые паруса". Сегодня мы перечитаем некоторые страницы повести, сюжетные линии которой можно использовать сразу для нескольких тематических направлений.
Направление "Я и другие" можно рассмотреть с разных ракурсов:
- Лонгрен и другие
- Ассоль и другие
- Артур Грэй и другие
Лонгрен и другие
Матрос Лонгрен после смерти жены вынужден оставить службу: он растит маленькую дочку, учит её читать и писать, рассказывает ей фантастические истории о жизни, людях и кораблях, зарабатывает на жизнь, мастеря деревянные модели морских судов. Этот добрый, любящий, но нелюдимый человек многим жителям Каперны кажется странным и угрюмым. Холодное отчуждение переросло в ненависть после смерти трактирщика Меннерса, которую Лонгрен мог бы предотвратить. Больше всего жителей деревни поразило, что отец Ассоль смотрел на то, как Меннерса уносит в море молча, "строго и тихо, как судья".
Если бы он кричал, выражая жестами или суетливостью злорадства, или еще чем иным свое торжество при виде отчаяния Меннерса, рыбаки поняли бы его, но он поступил иначе, чем поступали они, — поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда. Совершенно навсегда остался он в стороне от деревенских дел.
Ассоль и другие
Ненависть к отцу бросила тень и на дочь:
Девочка росла без подруг. Два — три десятка детей ее возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, ... вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путем внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса.
Наивные попытки Ассоль сблизиться с детьми оканчивались её плачем, синяками и царапинами.
«Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!» Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.
Нежной, впечатлительной Ассоль, в которой жило "невольное ожидание прекрасного", Грин противопоставляет грубых жителей деревни, где не рассказывают сказок и не поют песен. А если рассказывают и поют, то только "истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом..."
Зло живёт и в мужчинах, и в женщинах, и в детях: автор сравнивает женщин с ядовитыми змеями, мужчин показывает грубыми и неотёсанными, а детей - жестокими и агрессивными. Жители Каперны не умеют любить и радоваться. Даже чудо в виде корабля с алыми парусами они встречают со страхом, недоумением и злобой.
Артур Грэй и другие
Артур Грэй так же, как и Ассоль, провёл детство наедине с собой:
Он играл один — обыкновенно на задних дворах замка, имевших в старину боевое значение. Эти обширные пустыри, с остатками высоких рвов, с заросшими мхом каменными погребами, были полны бурьяна, крапивы, репейника, терна и скромно-пестрых диких цветов. Грэй часами оставался здесь, исследуя норы кротов, сражаясь с бурьяном, подстерегая бабочек и строя из кирпичного лома крепости, которые бомбардировал палками и булыжником.
Артур Грэй был непохож на своих родителей, которых автор называет надменными невольниками своего положения, богатства и законов общества, окружавшего их. Они обречены жить по заранее составленному плану. В отличие от них Артур Грэй родился "с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания". Он родился капитаном, хотел быть им и поэтому в 15 лет, тайно покинув замок, стал юнгой . Опытные моряки в страстном желании Грэя видели лишь эксцентрическую прихоть избалованного отпрыска богатых родителей. Но Грэй шел к цели с "стиснутыми зубами и побледневшим лицом".
Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой. Случалось, что петлей якорной цепи его сшибало с ног, ударяя о палубу, что канат вырывался из рук, сдирая с ладоней кожу, что ветер бил его по лицу мокрым углом паруса с вшитым в него железным кольцом, и, короче сказать, вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань, до тех пор пока не стал в новой сфере «своим».
В темах, связанных с направлением "Я и другие", можно написать и о дружбе маленького Артура со служанкой Бетси, и о его взаимоотношениях с командой корабля "Секрет", но на сегодня, пожалуй, хватит. Всем удачи и здоровья.
С другими материалами для подготовки к итоговому сочинению можно ознакомиться здесь:
"Забвению не подлежит" - не самое простое направление
"Забвению не подлежит" - примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации
Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах
Готовимся к итоговому сочинению: составляем логическую схему
Готовимся к итоговому сочинению: формулируем тезис к конкретной теме
Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах
Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой"
Образец итогового сочинения по направлению "Забвению не подлежит"
Роман "Авиатор" для направления "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения"