В стародавние времена девицы шли замуж за великих князей, царевичей или царей с тем именем, которым их нарекли родители. Имена им меняли лишь в постриге, добровольном или не очень.
В 18-19-м веках имена женам особ царской крови меняли при принятии иностранками православия. А 17-ом веке цари из династии Романовых решили установить новую традицию.
"Святое" имя
Таким у Романовых считалось имя "Анастасия". Именно благодаря родству с первой женой царя Ивана Грозного Михаил Федорович Романов и был избран на трон.
У первых царей новой династии Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева считалась чуть ли не святой: образец женской добродетели, идеальная супруга, настоящая мать.
Но первая жена царя Ивана IV совсем не была святой. Например, после тяжелой болезни царя в 1553 году Анастасия Романовна возненавидела бывших сподвижников супруга Сильвестра и Алексея Адашева.
Последние не пожелали присягнуть ее первенцу младенцу Дмитрию, опасаясь интриг в стране при мальчике-царе. И верные слуги царя, направлявшие его к лучшим свершениям и благим поступкам, попали в опалу и могли быть казнены, если бы не "догадались" уйти в страну теней самостоятельно.
Заслуги Анастасии Романовны, как матери тоже весьма сомнительны: из 6-ти рожденных детей выросло только два, один из которых был явно болен душой и телом. А первенец царевич Дмитрий и вовсе сгинул из-за преступной небрежности.
Но Романовы родственницей гордились.
"Анастасия" царя Михаила
Михаил Федорович задумал жениться в 1616 году. На смотре невест выбрали несчастливую Марию Хлопову.
Чем уж царю и его властной маменьке не угодило имя невесты - неизвестно. Но девушку решили переименовать в Анастасию. В честь знаменитой родственницы, с пожеланиями счастья, кротости, покорности и плодовитости, которыми, якобы, славилась жена Ивана IV.
Девице счастья новое имя не принесло. Уже в "Анастасиях" ее чем-то угостили, началась диарея и уехала невеста в ссылку. Кстати, имя ей снова сменили, вернули "как было".
Следующую попытку царя Михаила Романова не переименовывали. Мария Долгорукова стала женой и царицей под тем именем, которым ее крестили. Ненадолго. Через 5 месяцев царь овдовел.
Упрямая Евдокия
Наверное он считал, что это Бог покарал его за то, что Мария осталась Марией, а не Анастасией, поэтому "святое" имя было предложено следующей претендентке в царицы, Евдокии Стрешневой.
А последняя, хоть и была рода худого и незнатного, вдруг заартачилась, наотрез отказавшись переименовываться.
-Марье Хлоповой новое имя счастья не принесло, да и сама Анастасия Романовна не была очень уж счастлива! 13 лет и пробыла замужем, а потом ее отравой извели! Не буду имя менять!
Невеста ли была дивно хороша или царь, которому было близко к 30-ти годам устал ходить неженатым и бездетным. Он согласился "похерить" им же заведенный обычай и появилась на Руси царица Евдокия, плодовитая, в браке счастливая.
И имя не то, и отчество
Алексей Михайлович Романов женам имен не менял. Их у него было две: Мария Милославская и Наталья Нарышкина.
Сын Тишайшего от первой супруги Иван V женился в период правления сестрицы Софьюшки. Невесту звали Прасковья Салтыкова. Так она Прасковьюшкой и осталась.
А Наталья Нарышкина, задумав женить Петрушу, выбрала девицу из Лопухиных, худородных и горластых. Да вот незадача: девица звалась Прасковьей да еще и Илларионовной. У двух царей-соправителей будут царицы-тезки?
-Это перебор! - решила Наталья Кирилловна и подошла к делу радикально.
Сначала имя сменили будущему тестю. Илларион стал Федором, а потом и девушку переименовали. Долго не думали и нарекли ее Дунюшкой, в честь той самой счастливой и плодовитой Евдокии Стрешневой, которая когда-то не захотела переименовываться.
Говорят, имя данное человеку, влияет на его судьбу. Евдокия Федоровна Лопухина стала последней русской женой русского царствующего монарха. А судьба ее сложилась печально.
Возможно, останься она Прасковьей Илларионовной, не променял бы ее муж на немку Анну Монс.
О том, как и чем не угодили родственники Анны Монс российским царям и царицам я писала на своем сайте злючка.рф.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет