Найти тему

«Скользкая горка» Шугермана: зачем она нужна

Оглавление

Как начать текст так, чтобы читатель увлёкся им с первой строчки? Представляете, вот вы написали статью, рассказ или целый роман, и у заглянувшего в текст человека сразу дух захватывает. Он словно мчится по скользкой горке, не в силах остановиться, пока не прочитает последнее предложение. Привлекательно?

Овладеть искусством создания таких текстов хотел бы каждый пишущий – журналист, писатель, блогер, копирайтер. Но, кажется, готового рецепта, нет. Советов, много, но далеко не все они работают. Одним из наиболее эффективных приёмов удержания внимания читателя считается «скользкая горка» Шугермана.

Что это такое

Изначально этот приём был разработан специально для продающих или рекламных текстов американским копирайтером Джозефом Шугерманом. Я с этим методом познакомилась, когда занималась копирайтингом, и оценила его.

Рекламные тексты никто не читает ради удовольствия. Их, вообще, предпочитают не читать. Поэтому для копирайтера важно привлечь внимание к тексту буквально с первых слов. Можно, конечно, использовать стандартные рекламные слоганы, типа: «Огромные скидки!», «Не проходите мимо!», «Вы такого ещё не видели!» и т. д. Но такие кричалки/зазывалки быстро перестают работать, так как у читателей вырабатывается к ним иммунитет, и они превращаются в своеобразный «белый шум». Это в лучшем случае. А часто даже вызывают раздражение и желание быстро закрыть страницу, уйти с сайта и т. д.

И вот Шугерман разработал приём «скользкой горки», когда первые слова текста вызывают непреодолимое желание продолжить читать дальше. Что это за волшебные слова? Разные, но их объединяет одно – они создают интригу, ставят вопрос и провоцируют интерес читателя. Этот читатель, стремясь найти ответ на заинтересовавший его вопрос, с ходу проглатывает второе предложение, и… оно тоже не даёт ответа, а только раззадоривает. Впрочем, всё будет более понятно, если познакомиться со схемой «скользкой горки».

-2

Схема или основные этапы «разгона» интереса

Так как метод был разработан для небольших текстов, то в схеме есть свои особенности. Первой частью является заголовок. Именно он должен привлечь читателя, побудить его прочитать, о чём этот, так странно названный текст. На мой взгляд, подобный приём хорошо работает на маленьких рекламных статьях, но в случае информационных или художественных текстов не всегда удачен. Потому что читатель желает хотя бы приблизительно знать, о чём статья или книга. Вот есть такая книга: «Как не съесть собаку». Заранее не зная, о чём сей труд, как можно догадаться о его содержании? Это рецепты корейской кухни, пособие по выживанию в тайге или сборник анекдотов? Последнее приходит в голову, когда узнаёшь, что автор книги Дмитрий Кот. Оказывается, это книга по копирайтингу.

Но если не слишком увлекаться придумыванием названий, то в целом схема рабочая.

  1. Первое предложение с интригой и часто незаконченное или в форме вопроса. Оно вызывает интерес у читателя и желание разгадать загадку.
  2. Второе предложение читается в надежде получить ответ на вопрос, рождённый первым. Но это предложение только ещё больше интригует читателя, так как лишь немного приоткрывает покров тайны.
  3. Следующие предложения несут интересную для читателя информацию, но не раскрывают интригу до конца. И чем дольше автор сохраняет эту интригу, тем лучше.

Например:

«Как я смогла заметить её? Эта вещь лежала на прилавке маленького магазинчика, заваленная каким-то непонятным и ненужным хламом. Но она настолько потрясла меня, что я купила её, не задумываясь, хотя цена и показалась неадекватно высокой. Если бы я тогда знала, насколько высока будет её реальная цена».

Это может быть начало и рекламного текста, и небольшого эссе, и статьи в блоге, и целого романа. Читателю в любом случае захочется узнать, что же за вещь такая.

-3

«Скользкая горка» в художественной литературе

В художественной литературе начало текста тоже важно, и я уже писала об этом. Но на одном только наборе предложений по «скользкой горке» Шугермана далеко не уедешь. Всё же этот метод предназначен для коротких текстов. Однако его можно адаптировать и к большим художественным произведениям.

1. Интригующее первое предложение плавно переходит в интригующее начало. Причём хорошо, когда накал интриги постепенно нарастает, вызывая у читателя напряжение и лихорадочное желание читать дальше. И вопросы, обязательно вопросы: «Кто все эти люди?», «Почему они так себя ведут?», «Что такое непонятное происходит?»

То есть читатель несётся по скользкой горке текста… Но это не может продолжаться долго – нужна разрядка и хотя бы временная иллюзия ясности.

2. Ситуация проясняется, читатель с облегчением переводит дух и ощущает удовольствие от мысли, какой же он умный, что разгадал замысел автора.

3. Ан, нет! Это не остановка, а лишь трамплин для следующей интриги и следующей скользкой горки. По ней снова катится наш читатель, получая удовольствие от захватывающего дух ветра перемен, новых коллизий и поворотов сюжета.

4. И снова остановка, когда кажется, что уж теперь-то всё стало кристально ясным, все герои на своих местах, все злодеи определились, и осталось их только наказать.

Ну и так далее, пока читатели вместе с героями не докатятся до финала, преодолев головокружительный трамплин кульминации и сумев затормозить на развязке. Но бывает и, добравшись до конца, читатель испытывает стойкое ощущение, что это лишь очередной трамплин, поэтому с надеждой ждёт, когда автор напишет продолжение.

-4

Вы, конечно, хотите примеры? Их много, но в хорошем художественном тексте, приём «скользкой горки» незаметен читателю. Он только ощущает, как нарастает интерес, и у него нет времени замечать хитрости автора. И приём этот, конечно, открыт не Шугерманом, его использовали и раньше. Одним из ярких примеров романов, построенных по этой схеме, на мой взгляд, является «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Почему я взяла этот пример? Потому что там нет явного экшена, а «скользкая горка» есть. Но, думаю, вы в комментариях добавите и свои примеры.

Возможно, вас заинтересуют и другие статьи по близкой тематике.

"От пролога к эпилогу: 7 этапов развития сюжета"

"Зачем в книге экшен"

"Поворот сюжета: зачем он нужен"

"Сюжетные арки"