Во Франции 18-летни мусульманин отрезал голову учителю, показавшему карикатуру на ислам. Многие мусульмане поддерживают его акт и считают такое зверское убийство оправданной реакцией на оскорбление. Я даже не хочу сравнивать два этих действия, что просто неуместно.
Но я хочу задать вопрос на размышление: а можно ли оскорбить истинно верующего человека? Тем более что в России также недавно была введена ответственность за оскорбление чувств верующих. К счастью, пока не в виде смертной казни.
А давайте посмотрим, как на оскорбление реагировали пророки и духовные лидеры, которые, собственно, и принесли людям эту самую веру?
Иисус – позволил себя истязать и распять на кресте духовной элите, которая объявила его богохульником. Можно ли это считать оскорблением? Очевидно. Но оскорбило ли это Иисуса? Вероятно, нет, учитывая его последние слова: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Будда, который прошёл своё окончательное посвящение перед получением просветления, только сумев избежать какой-либо малейшей реакции на атаку, искушение и личностный вызов демона Мары.
Духовное и совершенное в человеке не может оскорбиться, оно прозрачно, как воздух. Оскорбиться может только очень раздутое эго и болезненная самость, которые как раз должны быть выявлены и превзойдены каждым, кто стремится к духовному совершенствованию.
Я – за духовность, которая побуждает людей совершенствоваться, а не оправдывать свою ярость, уязвлённое самолюбие и агрессивные действия.
Я – за духовность, которая взращивает в людях мудрость и любовь.
Притча в тему. Будда и жители деревни
Однажды Будда с учениками шёл мимо деревни, в которой жили противники буддизма. Жители высыпали из домов, окружили их и стали оскорблять. Ученики Будды рассердились и готовы были дать отпор. Выдержав паузу, Будда заговорил, и его речь привела в замешательство не только жителей деревни, но и учеников. Вначале он обратился к ученикам:
— Эти люди делают своё дело. Они разгневаны, им кажется, что я — враг их религии, их моральных устоев. Поэтому они оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы вдруг рассердились? Почему у вас такая реакция? Вы повели себя так, как и рассчитывали эти люди, и тем самым позволили им манипулировать вами. А раз так, значит вы зависимы от них. Но разве вы не свободны?
Люди из деревни тоже не ожидали такой реакции. Они замолчали. В наступившей тишине Будда обратился к ним:
— Вы всё сказали? Если вы ещё не высказались, у вас будет такая возможность, когда мы будем возвращаться назад.
Озадаченные жители деревни спросили:
— Но ведь мы оскорбляли тебя, почему ты даже не сердишься на нас?
Будда ответил:
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я не реагирую на это. Поэтому никто и ничто не может заставить меня реагировать так, как ему хочется, никто не может влиять на меня и манипулировать мной. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния, из моей осознанности. А вам я хотел бы задать вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствуя угощениями. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали, заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой потому, что мы не носим с собой пищу.» А теперь я спрашиваю вас: Как вы думаете, что они сделали с тем, что я не принял и вернул им назад?
Один человек из толпы сказал:
— Должно быть, они забрали эти фрукты и сладости обратно и раздали своим детям и семьям.
— А сегодня я не принимаю ваши оскорбления и проклятья, — сказал Будда. Я возвращаю их вам. Что же будете делать с ними вы? Забирайте их с собой и делайте с ними всё, что хотите.