На просторах интернета популярно мнение, что почти все модели автомобилей в СССР были «скомуниздены» на западе. И что наши конструкторы были ни на что не годны в плане изобрести что-то своё, новое и уникальное.
Причем во главу угла ставится именно тот факт, что большинство моделей просто копировалось, при этом никто даже и не думал покупать лицензию или заключать договор. Ситуация была, якобы, такая же как с Китаем в наше время, который просто копирует популярные модели.
Единственным исключением была история со знаменитой Копейкой Жигулей, которую мы выпускали по лицензии с итальянского аналога FIAT 124
Но давайте сегодня разберёмся на конкретных примерах, так ли все было плохо в автопроме СССР, как об этом пишут в интернете.
Москвич 400 (1946г.) — Opel Kadett K38 (1937г.)
Ни о каком воровстве здесь и речи не идёт! Оборудование и техническую документацию с завода Opel Советский Союз получил в числе репарационных выплат по итогам войны. И делать с этим заводом и с оборудованием мы могли что угодно. Если хотите, в данном конкретном случае Советский Союз завоевал право выпускать этот автомобиль.
ЗАЗ-965 (1960г.) — Fiat 600 (1955г.)
Стоит почитать историю создания оригинального «Горбатого», чтобы понять что ни о каком дословном копировании здесь тоже речь не идёт. Так конструкторами рассматривалось несколько вариантов первого ЗАЗика . И наиболее целесообразным и прогрессивным с точки зрения производства массовых дешевых машин и был Фиат 600. Между тем советские конструкторы подошли к конструкции итальянского прототипа вполне творчески. От него были сохранены лишь общая компоновка автомобиля и конструкция несущей системы кузова. Все остальное - это оригинальная разработка.
И даже того самого горба, который делает запорожец, горбатым у итальянца не было, как и знаменитых распашных дверей.
ЗАЗ-966 (1967г.) — NSU Prinz IV (1961г.)
И да, они похожи. Однако сам Принц, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.
Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей включал в себя такие модели, как британский Sunbeam, Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300 / 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, фургоны и микроавтобусы серии Dodge A100[en] и целый ряд других.
По всей планете ездили примерно похожие малолитражки. Кроме того, по сравнению с NSU Prinz «Запорожец» ЗАЗ-966 имел полностью иное конструктивное и технологическое оформление кузова.По своей конструкции автомобиль был вполне оригинален и в целом являлся продуктом эволюционного развития конструктивных решений предыдущего поколения модели. То есть в техническом плане он ближе к Горбатому, чем к Принцу.
И таких примеров много:
И в каждом случае, если начать разбираться, окажется что это никакое не копирование. А долгая работа отечественных конструкторов и создание оригинальных моделей с опорой на собственный и мировой опыт.
Да и сейчас, если посмотреть на мировой автопром, хорошая идея тут же подхватывается всеми конкурентами. Ведь, согласитесь, только полный дурак будет что-то делать без оглядки на коллег из других стран.
А вы, друзья, какую сторону поддерживаете в этой ситуации? «Комуниздили», как китайцы, или все-таки строили оригинальные советские автомобили?
А если интересна тема советских ретро автомобилей, то на канале уже можно почитать вот эти статьи:
Самый массовый советский мотоцикл, у которого не было прозвища. Не любили?
Советские мотороллеры «Тула» и «Вятка», почему их мало кто уважал и сколько они стоят сегодня?
Советский мопед, о котором до сих пор мечтает целое поколение. И стоит он нынче дороже мотоцикла