Найти в Дзене
Советская авиация

Что стало с самолётами мячковского отряда аэрофотосъёмки

Оглавление

В прошлый раз я начал рассказывать, каким был подмосковный аэропорт Мячково в 1993 году и остановился на самолётах Ан-30, которые были самыми многочисленным типом из базировавшихся на тот момент на аэродроме самолётов.

Ан-30 ‒ это модификация Ан-24 для проведения воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. От базовой модели он внешне отличается обширным остеклением носовой части.

Отряд аэрофотосъёмки на аэродроме Мячково имел 27 самолётов Ан-30 (бортовые номера СССР-300ХХ), выполнявшие съёмку на территории СССР и за рубежом.

Фото: Родион Николян
Фото: Родион Николян

В 1993 году все эти самолёты попали во владение ОАО «Мячковские авиационные услуги» (МАУС), но дальше их судьба была разной.

Этот Ан-30 был отдан в лизинг африканской а/к Ghana Aisyam, но «умирать» прилетел домой, в Мячково. Самолёт утилизировали в 2007 году.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Вместе с ним распилили и эти самолёты, хранившиеся в тот момент на стоянке.

Эти пять самолётов отлетали в МАУС до конца 1990-х годов, после долго стояли на аэродроме, пока в апреле 2012 года не были все распилены.

Два самолёта в 2006 году были проданы кыргызстанской «Авиа Трафик», конвертированы в 20-местный пассажирский вариант Ан-30А-100 и сдавались в лизинг африканским авиакомпаниям. Первый самолёт 4 июня 2016 года повреждён при посадке в суданском аэропорту Ямбио и списан.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Второй благополучно отлетал до 2017 года и был утилизирован в Африке.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

А вот этот самолёт имел самую необычную судьбу. Ан-30 с номером СССР-30055 в 1986 был оснащён специальным оборудованием для забора проб воздуха и отправлен в Чернобыль для исследования, вероятно, радиационного заражения прилегающей к ЧАЭС территории.

Фото:  David Russell
Фото: David Russell

После был возвращен обратно в Мячково и никогда больше не поднимался в небо. Несмотря на это, в 1993 году самолёт получил российскую регистрацию и флаг на киле. Зачем ‒ не очень понятно. Зараженность его радиацией превышала все допустимые нормы. Возможно, была надежда, что в будущем фон удастся снизить. RA-30055 был порезан в в Мячково раньше всех ‒ в 2006 году.

Фото:  Eric Johnston
Фото: Eric Johnston

Теперь об Ан-30, которые уцелели до сегодняшнего дня.

Этот Ан-30М после МАУС успел полетать у «Геодинамики» и беларуской «Гродно Авиакомпания», а сейчас эксплуатируется в «Абакан Эир».

Следующий борт был передан Лётно-исследовательскому аэрогеофизическому центру (ЛИАЦ) и по сей день летает в интересах РосАвиаКосмоса.

А что же осталось в самом Мячково на данный момент? Всего два борта, вот они:

Ан-30М RA-30047 передавался в лизинг «Лукиавиатранс», затем вернулся в Мячково, и до сих пор стоит без двигателей на краю территории.

Второй, RA-30043, в 2011 году установлен на постаменте у дороги, проходящей рядом с аэродромом. В 2014 году прямо под ним «выросла» придорожная забегаловка «Вкус полёта».

Фото: Александр Калиновский
Фото: Александр Калиновский

Напоследок ‒ фото интерьера одного из Ан-30, а именно RA-30039. Этот борт тоже до сих пор жив, эксплуатируется а/к «Лукиавиатранс».

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!