Найти в Дзене
Злата Вишневская

Про "Паразитов" и Фрейда.

Посмотрела южнокорейских «Паразитов». Как обычно, фильм оказался триггером для нетривиальных сравнений и аллюзий, хотя сам по себе как отдельно взятый фильм не произвел глубокого впечатления.
Например, он странно сблизился для меня с недавно смотренным (и изрядно оплёванным моим ядом) «Выживут только любовники». По сути, «паразитирование» как социальный феномен интересно зеркалится в обоих

Посмотрела южнокорейских «Паразитов». Как обычно, фильм оказался триггером для нетривиальных сравнений и аллюзий, хотя сам по себе как отдельно взятый фильм не произвел глубокого впечатления.

Например, он странно сблизился для меня с недавно смотренным (и изрядно оплёванным моим ядом) «Выживут только любовники». По сути, «паразитирование» как социальный феномен интересно зеркалится в обоих фильмах: в «Любовниках» вампирская «элита» паразитирует на «зомби», в «Паразитах» как будто бы представлена обратная ситуация – когда «зомби» паразитируют на «элите» (но это не точно). В обоих случаях для «донора» все заканчивается нехорошо, именно из-за растущих потребностей «паразита». В «Паразитах» зеркальный эффект превращается в зеркальный коридор, именно многократной удваиваемостью пары «донор» (хозяин)-«паразит» (слуга). Например, именно состоятельное семейство Паков в нашем коммунистическом прошлом было бы отнесено к «паразитирующему» классу, что подчеркивается той функциональной «оприходованностью», с которой они относятся к прислуге; эти ноты также отзеркаливаются куском про «северокорейскую красную кнопку». Внутри «отряда» паразитов также зеркалится паразитизм «межвидовой» и «внутривидовой»: - супруг «бывшей экономки» паразитирует на жене, как и чета старших Кимов паразитируют на своих детях; а при конкуренции двух паразитических семейств, более сильное в итоге пожирает более слабое. Наконец, на самом верхнем иерархическом уровне пирамиды паразитизма есть паразитизм культурный – благочестивое семейство Паков-корейцев вживляется в про-американскую культуру, окружая себя всей донорской культурной плотью – языком, вещами, практиками, ритуалами. Апофеозом отзеркаливания является ненавязчиво вкрапленная тема про индейцев- коренное население Америки, запаразитированное и почти истребленное завоевателями.

Паразитическая концепция вселенной была бы довольно унылой, если бы не Фрейд, и его отношение к бессознательному (а может быть мое отношение к Фрейду и его остроумию). Ведь все эти социально-паразитирующие страты напоминают в определенных традициях (например, системной терапии и ТФП) отражение психической организации человека. Есть Самость, и есть конкурирующие за ее ресурсы части Я, которые находятся в разной степени интеграции и осознавания. Обычное обыденное Я, наподобие благополучных Паков, пребывает в своей благополучной реальности, из которой вытеснено всё хтоническое, потустороннее, не вписывающееся в мир благополучных ( сиречь- «нормальных» людей). До первого «точка-тире-тире-тире-точка», которое ненавязчиво пробивается из «подвальчика»…

При том что фильм не произвел на меня «wow»- эффект, он вполне eatable.