Этот текст посвящен начинающим художникам, которые выставляют свои работы в интернете на обозрение публики. Это модно сейчас. Если ты умеешь держать в руке карандаш, фломастер, ручку, кисти и все в округе говорят "Боже, как ты рисуешь!", значит, стало быть ты признанный мастер и можно смело устраиваться в какую-либо модную бренд-фирму дизайнером.
А между тем, мало кто знает, что рисунки отражают не только вашу идею, ваше психическое состояние, но и ваш интеллект. И художественный интеллект в том числе. То, как вы видите пространство, то какие пространственные знания у вас доведены до автоматизма, то как вы видите цвет, свет и тон, как говорят художники "поставлен ли глаз" - всё это отражают ваши работы. А теперь скажите мне, кого из вас современная школа научила пространственному видению именно на уроках рисования? Может быть вам объясняли законы пропорций? Ну или хотя бы комплементарные сочетания цветов? Увидите ли вы наличие или отсутствие воздушной перспективы в работе? А между тем это всё художественный интеллект. И меня в 90-е годы этому школа не учила.
Да и современная общеобразовательная школа вас не научит. Разве что именно художественная. А много ли из вас посещало художественную школу? Единицы. А многие ли из вас действительно умеют рисовать? Единицы. А кто же тогда комментирует вам фотографии с вашими рисунками? Кто те люди, что пишут вам: "Уау!", "Гениально!", "Шедевр!". По большому счёту это те, кому нравится всё, что связано с творчеством, но глубоко они в этом не разбирается. Неучи, одним словом, восторженные.
Я сама была таким неучем. Я сама думала, что умение переносить пропорционально рисунок на бумагу делает меня вторым Шишкиным или Дали. Но мне всегда хотелось движения: так, это я умею, а что дальше? Шли годы, любопытство к рисунку взяло верх и случай помог - я познакомилась с педагогами творческой мастерской "Перспектива". И хожу к ним на занятия вот уже лет шесть. И за шесть лет я замечаю, что им удалось "поставить мой глаз". Я вижу, что действительно хорошо получилось в работе, или как можно улучшить ту или иную работу гуляющую по интернету. Я вижу, у кого стОит заказывать портрет, а у кого не стоит. Я вижу амбициозных, но неграмотных художников и скромных профессионалов, у которых за плечами годы академического рисунка.
Зачем это мне? Во-первых, рисование мне действительно нравится. Во-вторых, существуют школы с многовековой традицией рисунка, на работы которых смотришь и им веришь. Веришь пространству, веришь ситуации, веришь, что люди нарисованные были живые. Ведь разница есть если я нарисую окружность или тоновую сферу? Сложно верить в окружность, её мы воспринимаем, как символьный объект. Но, тоном сделанная сфера говорит нам о том, что был объект, был он объёмным, он лежал, на него падал свет, предмет отбрасывал тень. Таким образом мы видим не только схематичное изображение мира, но и можем построить пространственную 3Д-модель на листе карандашом. В-третьих, ужасно не хочется чтобы дома висел какой-то безвкусный ширпотреб.(Если мы говорим о картинах, а не о предметах дизайна). Не хочу, чтоб мои дети смотрели на безвкусицу, учились безвкусице и потом транслировали её следующим поколениям. Так и понятие красоты может исчезнуть совсем. В-четвёртых, для меня искусство это про восхищение. Это про положительные эмоции. Это про отдых душевный. Поэтому я всецело за то, что нужно учиться рисовать. И нужно учить рисовать. В школах общеобразовательных. Грамотному рисунку. Изучая основы строения мира. Но это в идеале, это в моём идеальном государстве. Это я пишу из разряда "хотелось бы".
Дальше вопрос, как учиться? Самому, по книгам или у специалиста? Для меня однозначно нет никакого или. Нужно учиться у специалиста на курсах И самому по книгам. Например, нарисовал рисунок: принеси, покажи специалисту, умей выслушать критику.
Например, нарисовал ты домик. Все пишут: "Уау! Гениально!". Принёс преподавателю. А преподаватель не будет сразу выкрикивать, а долго помолчит, оценит, подберёт нужные слова, какие стОит говорить тебе, молодому и амбициозному дарованию. Например скажет, что ему нравится, что много места тут отдано небу. Это хорошо, чувствуется простор. Живенько получились птицы. Вертикально, большими отношениями, рисунок хорошо разделён. Хороший тон и цвет у травы. Не замызганная зелень, а чувствуется - что октябрьско-ноябрьская. Возможно похвалит тебя за то, что хорошо передано состояние, настроение. А дальше, возьмёт карандаш и начнёт поправлять. А поправляя, объяснять.
Например расскажет про обратную перспективу, когда точка схода сместилась на художника и находится где-то за его спиной, а не у горизонта. Объяснит, что по принципу обратной перспективы рисуют иконы, либо дизайнерские картины, цель которых продекламировать что-либо. В прочих работах обратная перспектива говорит либо о незнании академических азов, либо за ней должна быть читаемая идея. И если преподаватель идею прочитать не смог, значит скорее всего никакой идеи не было. Ну или придётся вот прям сейчас её, идею, лихорадочно придумывать.
Далее, преподаватель начнёт отрисовывать ошибки в построении. Начнёт с линий перспективы, как они должны идти на самом деле. (Красные линии).
Мы увидим, что объекты в дали, дальние рёбра домика, оказывается, слегка преувеличены и крыша должна быть ниже (Голубые линии). Окна также подчиняются законам перспективы: то что ближе к нам чуть больше, то, что дальше от нас - чуть меньше. И линия нижняя окон будет под углом. Тогда окна "лягут" на стену, перестанут выпирать и "резать глаз". Крышу можно слегка (!) прогнуть, это добавит живости. Дальний домик можно заменить деревом, а можно не трогать, но подразмыть левую острую грань - так как он находится чуть дальше, пусть будет чуть подразмыт. Это будут уже элементы воздушной перспективы. Ну и если ваш преподаватель любит природу, то скорее всего посоветует рисовать травку разными движениями, чтоб повторений не было. Это тоже придаст живости.
И если ваш диалог закончится тем, что вы будете испытывать чувство благодарности к преподавателю, если у вас будет желание и азарт прийти домой и исправить работу, следуя всем его рекомендациям, то вы нашли "своего преподавателя". Этот человек действительно сможет вас многому научить. Остальное дело за вами - усердие, терпение и время. И в дальнейшем вы уже сами сможете видеть собственные ошибки, знать, как можно улучшить свою работу и, может быть, помочь другим. Все работы с исправлениями советую хранить в отдельной папке и регулярно пересматривать, так тоже "ставится глаз".
Удачи в учении!
П.С. Статья написана совместно с @nikmoskvin.