Обратимся к увлекательной легенде, которая связана с благородной и знатной леди. Истории, что до сих пор вдохновляет художников.
Для тех, кто забыл, откуда возник этот исторический образ, расскажем. Это было примерно в XI веке — именно тогда жила прекрасная знатная дама, англосаксонская графиня, жена графа Мерсии Леофрика, леди Годива. Известно, что супруги активно занимались благотворительностью, ремонтировали и строили храмы в своих владениях. Граф исполнял полномочия своего монарха Эдуарда Исповедника, собирая налоги с подданных, причём упоминается его жестокость к должникам и неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Годива была доброй леди, и, понимая, что супруг чрезмерно строг к должникам и нередко поднимает налог, она не раз упрашивала его снизить гнет. Долгое время граф был непреклонен. Однако в какой-то момент, когда он уже устал от просьб, на одном застолье, будучи очень пьяным, он сердито заявил, что готов пойти на уступки, если Годива поедет обнаженной верхом на лошади по улицам города, для которого она так страстно спрашивает. Он был уверен, что это условие будет для нее совершенно неприемлемым. Однако госпожа Годива, поверив мужу на слово, решилась на безумный шаг. Она проехала сквозь Ковентри, прикрыв наготу только пышными волосами. Жители города, очень любящие и уважающие ее за доброту, закрыли в назначенный день ставни и двери своих домов, на улицу никто не выходил. Так что она проехала по городу незамеченной. Граф был впечатлен самоотверженностью жены и сдержал свое слово, снизив налоги. Также легенда упоминает портного Тома, который смотрел на всадницу через щель двери. Небесное наказание было мгновенным - он ослеп.
Граф Леофрик и его жена — настоящие исторические персонажи, но нет возможности проверить реальность прекрасной легенды. Большинство историков склонны считать, что это лишь чья-то фантазия, которую опровергают письменные источники тех времен. Существует версия, что слух о смелом поступке леди Годивы пустил в народ монах, завидовавший процветанию Ковентри и благочестию супругов. Но эффект получился соврешенно обратным — легенда распространилась, понравилась народу и обросла деталями. Стихотворение английского поэта Альфреда Теннисона помогло сформировать историю, придав ей ясный и в то же время поэтически романтический очерк. Благодаря его строкам этот рассказ стал популярным среди художников и скульпторов XIX века.
«Молитва Леди Годивы» 1865 год
Британский художник Эдвин Лендсиер изобразил образ Леди Годивы, которая молится перед своим выходом. Девушка сидит на коне полностью обнаженная, лишь длинные светло-русые волосы и красное покрывало частично прикрывают бедра. Вместе с ней рядом стоит служанка и тоже молится, что говорит о ее преданности и любви к графине.
«Леди Годива готовится проехать по Ковентри», Джордж Джонс
Художник-баталист из Британии Джордж Джонс изобразил некую суматоху вокруг графини: девушки провожают и помогают госпоже приготовиться, при этом не отводя от неё взгляда. Однако леди, которая сидит на коне и поправляет волосы, смотрит вниз, стыдясь своего обнаженного вида.
«Леди Годива», Маршалл Клэкстар
У Маршалла Клэкстара благородная девушка ожидает в предвкушении своего судьбоносного выхода. Леди Годива упирается о седло коня, который играет с маленькой собачкой, но не обращает на них внимания. Она смотрит куда-то вдаль, и в ее взгляде наблюдается страх и тревога перед грядущим.
«Леди Годива», Жюль Жозеф Лефевр
На полотне Лефевра мы видим яркий образ Леди Годивы на белом коне. Нагое белое тело выглядит нежным и беззащитным, на фоне суровых темных стен. Ее сопровождает женщина, серьезный взгляд которой направлен на нас, что делает картину более реалистичной.
«Леди Годива», Джон Кольер.1898 год
Одна из самых знаменитых версий этого сюжета. Единственное убранство женщины — ее роскошные золотисто-каштановые волосы, которыми она прикрывает грудь. Она скромно опустила голову от унизительного стыда или страха, но в тоже время ее образ выглядит мягким и решительным. Лошадь, которая шагает по пустому средневековому городу вдоль готических сводов, резко контрастирует с нагой всадницей — на ней королевская, вышитая золотом красная попона и богатое седло. Джон Кольер своей картиной хотел изобразить атмосферу происходящего, стремление к красоте, сдержанности и близости к природе. Ведь даже если красивая легенда — всего лишь выдумка, она стоила того, чтобы эти прекрасные полотна были созданы.
Автор: Анастасия Дьяченко