Сегодня мы поговорим с вами о продуктивном чтении. Многие родители даже не догадываются о том, что бывает такая технология чтения. Давайте разберем, а что же это такое.
"Продуктивное чтение - это чтение, при котором используется комплекс навыков и умений, позволяющий максимально точно и глубоко понимать смысл текстов, любых стилей и жанров, использовать прочитанное в практической деятельности в соответствии со своими личностными целями и задачами, интегрировать читаемое с собственной картины мира" Р.Н.Бунеев, доктор педагогических наук.
Чтение - слушание - это совсем не умение озвучивать печатное слово, это восприятие текста на слух и его понимание.
В нашей онлайн - школе "СОтворчество 2100" на курсе "Подготовка к школе" есть замечательная возможность научиться такому чтению вместе с нашими педагогами.
Выделяют три этапа работы с текстом:
1) До чтения текста.
Предположение, о ком или о чем будем читать (по названию, иллюстрациям, игровой ситуации).
Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
2) Во время чтения текста.
Взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие,
- задать вопросы автору,
- включить воображение детей, привлечь внимание к чему - то.
Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание, героям.
3) После прочтения текста.
Вопросы и задания для выявления первичного восприятия , обсуждение прочитанного, творческие задания.
Результат: эстетическое удовольствие, понимание текста, выражение своего отношения к героям.
Существует несколько сфер читательской деятельности. В каждой сфере есть свои определенные приемы работы.
- Эмоциональная сфера (с 2 лет). Приемы работы- выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
- Сфера воссоздающего и творческого воображения (с 4 - 5лет) Приемы работы - рисование, творческий пересказ, инсценирование, изготовление карт,схем, макетов,костюмов и др.
- Сфера реакции на содержание (с 5 - 6 лет). Приемы работы - рассказ о герое, событии, обсуждение поступка героя, выборочный пересказ, постановка вопроса к тексту, ответы на вопросы и др.
- Сфера реакции на художественную форму (с 7 лет) Приемы работы - наблюдение над звукописью, ритмом, рифмой).
Художественные тексты делятся на поэтические и прозаические. И с каждым видом текста надо работать, опираясь на его особенности. Зная эти особенности, родители вместе с ребенком легко смогут анализировать произведения.
Итак, особенности поэтических текстов:
- соотношение отдельных звуков и их последовательность;
- ритм, рифма, слог;
- интонация (графически выраженная пунктуацией);
- ударения, определяющие ритмический рисунок, окраску голоса или тембр (эмоциональные оттенки содержания);
- темп (длительность ритмических отрезков и пауз);
- высокая эмоционально - смысловая насыщенность;
- яркое проявление речетворчества.
Когда мы читаем поэтический текст, то мы учим детей понимать смысл текстов разных видов, стилей, жанров, развиваем воображение и фантазию в процессе продуктивного чтения - слушания, развиваем умение визуализировать поэтические художественные образы с опорой на собственный спонтанный жизненный опыт.
А в следующий раз мы обязательно научимся готовить стихотворения для чтения на конкретных примерах и ответим на вопрос, как читать стихи детям.
С.В. Паршина, руководитель отдела дошкольного образования онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор учебников и учебных пособий.