Прекрасным подарком календаря в этом году стали длинные майские выходные. Я решил не сидеть дома, а сделать первый большой выезд на новой машине.
Куда поехать? Исходя из имевшихся в моем распоряжении четырех дней, расстояние не должно было превышать 1000 км. Прибалтика, Польша, Украина уже были охвачены более ранними путешествиями. Выбор пал на российское направление. Питер, Москву, Псков мы также уже видели, а вот расположенный в северном направлении Великий Новгород оказался как раз то, что надо.
После Нового года я начал собирать информацию. На booking.com я забронировал номер в недорогом отеле с хорошим рейтингом и забавным названием «Три кота», также для поездки понадобилась страховка (10 евро), ее оформил незадолго до выезда. Информации о достопримечательностях старейшего города в интернете навалом, опираясь на нее, составил примерный план путешествия. Было решено по полной использовать преимущества автомобиля и прихватить в автобокс на крыше кемпинговый стол и стулья – набор для пикника. Поехали вдвоем с женой, дочь с компанией в этом году рванула в Европу.
Выдвинулись, как обычно, рано, в пятом часу утра. Трасса М3 была оживленной накануне больших праздников. Отчалили под шум мелкого дождя, который стих уже только под Бегомлем. За Полоцком ушли на дорогу Р46, находящуюся в весьма посредственном состоянии. Быстро прошли российскую границу (формальная проверка паспортов и рядом оплата трассы Е95 – 220 российских рублей). Платная российская дорога вовсе не подразумевает наличия хорошей инфраструктуры (туристических стоянок и т.д.), приличной разметки, широких заасфальтированных обочин и прочих «няшек», к которым привыкли в Европе. Таким образом, здесь «деньги дерут, а корицу жалеют», не считая нужным на оплаченном участке хотя бы полностью привести в порядок покрытие и инфраструктуру.
Немного распогодилось, и мы остановились на завтрак в районе города Опочка. Чувствовалось, что мы немного севернее, однако утреннее солнце светило прекрасно. «Набор для пикника» пришелся кстати.
В Великий Новгород мы приехали после трех часов дня. Задержал ремонт дороги за Псковом (реверсивное движение), и кусок отвратительного дорожного полотна на непосредственно Новгородской трассе.
Отель оказался неподалеку от «Белой башни» — одной из частей старинных укреплений.
Место тихое, на окраине частного сектора, утопает в цветущих садах.
Заселившись, отправились гулять пешком, так как до Детинца – знаменитого новгородского Кремля, было чуть больше километра.Великий Новгород делит на две части (Софийскую и Торговую) широкая и очень красивая река – Волхов.
Кремль расположен вдоль нее в Софийской части.На Торговой стороне сохранилась изящная аркада Гостинного Двора.
Между старинными стенами и рекой сейчас расположился городской пляж и пристань для прогулочных судов. Рядом берега соединяет выгнутый пешеходный мост.
С другой стороны Кремля находится большой парк. Все вместе создает красивый и запоминающийся ландшафт и является прекрасным местом для прогулок. В старой части Новгорода огромное количество церквей (до наших дней дошло более 50-ти), насчитывающих иногда и 10 веков истории. Как мы узнали во время экскурсии, такое их количество объясняется не только высокой религиозностью жителей, но и древней коммерческой необходимостью – в храмах хранили товары для продажи, ведь церкви были каменные (то есть не подвергались пожарам), из них не воровали, там была постоянная температура и т.д.). Сам город, стоявший на знаменитом пути «из варяг в греки», был бойким местом, торговым и культурным центром.
Если говорить о главном впечатлении, которое на нас произвел Великий Новгород, то это, конечно же, его огромная история, по которой в буквальном смысле ходишь – под ногами у нас были деревянные дома старых новгородцев, в течение многих веков разрушавшиеся и горевшие во время частых пожаров, т.е. так называемые «культурные слои», которые местами достигают толщины 8 метров. Прекрасную древнюю архитектуру в советские времена кое-где «разбавили» типовыми многоэтажками, и странное впечатление производит стоящая во дворе дома (где у нас обычно детская площадка), церковь 14 или 16 века.
Я вкратце перечислю интересные места, которые нам понравились. Специальной информации по теме в интернете в избытке.
Первым делом мы, конечно же, посетили Софийский собор, считающийся самым старым действующим храмом на территории России.
Внутри темная роспись на синем фоне, множество древних икон. Фотографировать нельзя, за этим неустанно следит патруль «бабулек». Я воспользовался секундной возможностью и сделал пару снимков «из- под полы.
Рядом с собором уникальная звонница на пять пролетов – первый раз видели такое необычное строение, вероятно, благодаря ему звук прекрасно разносился по воде.
Все храмы внутри Кремля хорошо восстановлены после разрушений ВОВ. Вообще же большинство церквей Новгорода имеет снаружи беленые штукатуренные стены, до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты наружных росписей. Масштабные работы по реставрации велись в городе в 60-е годы прошлого века.
Сейчас некоторые церкви не в идеальном состоянии, и снова нуждаются в реконструкции, как, например, Десятинный монастырь, через арку которого мы проходили по пути из старого города к отелю.
Рекомендую совершить водную прогулку по Волхову – экскурсионные теплоходики отходят от пешеходного моста, цена поездки 500 рублей, катание занимает часа полтора.
С воды можно лучше оценить масштабы Кремля, вы проплывете мимо Юрьевского монастыря,
Рюрикова городища,
Перынского скита и опор так и не построенного в 1916 году железнодорожного моста,
до самого озера Ильмень. Идет довольно интересная экскурсия в записи. Для прогулки прихватите что-нибудь для защиты от ветра, нам с погодой повезло, но шапки и капюшоны оказались кстати.Так как у нас было всего два полных дня, мы посмотрели лишь одну экспозицию – сокровища Владычной палаты. Такое количество собранного в одном месте серебра, золота, драгоценных камней мне редко доводилось видеть. Кроме окладов старинных икон и огромных евангелий, там собраны предметы церковного обихода, посуда и проч.
Хранится несколько экземпляров знаменитых берестяных грамот.
Автомобиль позволил нам подъехать ближе к достопримечательностям, увиденным с воды.
Мы съездили в Юрьевский мужской монастырь, он является действующим, для туристов открыта только часть – несколько церквей и лавка.
Рядом с ним музей деревянного зодчества Витославцы, в котором сейчас идет ремонт, к осмотру лишь два дома, поэтому билеты мы приобретать не стали.Мы также съездили в Перынский скит – самый старый из действующих монастырей на территории РФ, основанный в 10 веке на месте старого капища бога Перуна, откуда и название. Доступна для туристов маленькая и очень старая церковь, стоящая на тихом берегу Волхова под соснами, вот она как раз таки произвела на нас впечатление, которого не было в больших торжественных храмах города.
Мы также не могли пропустить то самое Рюриково городище – место, где начинался Великий Новгород и откуда пошли «великие роды».
Когда-то это и был «старый город», а «Новый» — Новгород – возводился уже на привычном нам месте. Рядом с руинами церкви Благовещения сейчас делают реконструкцию деревянного поселения славян. Низкие берега Волхова довольно живописные, можно подъехать прямо к воде, чем мы пару раз и воспользовались, чтобы полюбоваться северной природой.
В городе неплохо развит туристический сервис. Для туристов есть точки информации – «Красная изба», продаются сувениры, предлагаются услуги экскурсоводов и сопровождения. В «гостевом доме», где мы жили, все было также на приличном уровне, подавались хорошие завтраки, в течение дня была открыта общая кухня – столовая со всем необходимым оборудованием и столиками для перекуса. Пообедать мы заходили в два места — траттория «Тепло» и кафе «Телеграф» — обеденное меню стоит от 220 до 330 рублей на человека, все очень вкусно, обслуживание на хорошем уровне, смело рекомендую.Два дня пролетели очень быстро, и мы с некоторой грустью засобирались домой. Позавтракав в гостеприимном отеле, попрощались с хозяевами и выдвинулись в дорогу. По пути я запланировал заехать на озеро Ильмень, осмотреть интересную достопримечательность – Ильменский Глинт. По пути остановились у Путевого дворца Александра 1, здесь он любил любоваться Словенским морем – именно так раньше называлось озеро.
Ну а мы, поставив машину, спустились к берегу. К сожалению, мы не учли, что дождь, ливший всю ночь, капитально размочит глиняный берег. Он хоть и усыпан крупной галькой по верху, но довольно топкий и скользкий. Пройдя километр из запланированных восьми, мы поняли, что потратим очень много времени и вымажемся по уши, по этому, до запланированного места величественного обрыва мы не пошли, ограничившись осмотром « бурегских» слоев и роскошного угрюмого озера.
Обратная дорога домой прошла в спокойном темпе. Километров за сто до нашей границы решили сделать очередной привал. Весьма кстати возле дороги навигатор показал озерцо, и мы свернули нему.Как только мы разложили походный столик, появились «местные»:) Три «хрюнделя», забавной породы потребовали оплаты за стоянку:) Откупились яблоками. Рекетиры со всех сторон осмотрели машину, и даже пристраивались чесать об нее бока
Выезжая обратно на дорогу, я старался не придавить веселую троицу, но один расшалившийся «пиг» выскочил прямо перед машиной и вынудил ударить по тормозам.
Приходится жене «расчищать» путь, беру подъем со второй попытки.)
На границе вновь оплачиваем платный участок дороги и вкатываемся в Беларусь. В пол-девятого вечера мы уже зашли в свою квартиру. Поездка завершена. Подведем итоги.
Такая поездка является прекрасным вариантом для выезда на длинные выходные. Город и окрестности вполне можно осмотреть за два полных дня. Места дышат северным колоритом и богатой историей. Следует быть готовыми к особенностям погоды северных областей, также не стоит питать иллюзий по поводу того, что одна из двух бед России побеждена – дороги пока далеки от совершенства, хотя и не так ужасают, как украинские. Россияне вполне дружелюбны к беларусам, а если видят в вас туриста, оплачивающего услугу, дружелюбны втройне. И это правильно Машины с российскими номерами, пожалуй, чаще, чем наши, грешат рискованными выездами на встречную полосу, но в принципе уровень культуры почти одинаков.
Одной из основных задач поездки было испытание новой машины в дальней дороге. Дневной перегон на 700 с лишним километров стал прекрасным тестом для «Рикса». Автомобиль отлично себя показал на разношерстных асфальтовых покрытиях. Одинаково спокойно он вел себя на 130 км в час на трассе, и на 100 км в час на разбитой регионалке. Энергоемкость подвески просто замечательная. Никаких пробоев, чем грешил прошлый Рио, и уверенное следование курсу. Хочется верить, что новый вариант «приподнятого Икса» будет столь же хорош, и лишние сантиметры клиренса не испортят качественно настроенную подвеску.
Ну а своим приобретением я абсолютно доволен, хотя еще одну вещь добавлю. Дефлектору капота – быть. Поездка ясно показала, что в кромку капота прилетает куча мусора и камешков. Надо защищать, а пленку я не очень люблю.
Весьма умеренный для экипированного автомобиля расход топлива также был приятным бонусом.
По деньгам у нас вышло:
статья расходов цена (в RUB)
отель (3 ночи) с завтраками 7395
катание на теплоходе 1000
музей 500
питание (2 чел. На 3 дня) 1700
сувениры 300
страховка 731
платные дороги 440
бензин 4500
Итого в рос.руб. 16566
итого в эквиваленте USD 255
За сим откланиваюсь.
Путешествуйте с удовольствием!