Найти тему
Редактор из Москвы

Как Теодор Драйзер создал антигероя и посвятил ему три романа

Оглавление
"Всякий мыслящий человек знает, что жизнь - неразрешимая загадка; остальные тешатся вздорными выдумками да еще попусту волнуются и выходят из себя".
Теодор Драйзер, Финансист

О чем роман "Финансист"?

Первая книга из "Трилогии Желания" называется "Финансист". Книга знакомит нас с жизнью маленького мальчика Фрэнка, c его семьей и общественным строем, во время которого разворачиваются основные события произведения. Нам сразу становится понятно, что Фрэнк - незаурядная личность, которая многим интересуется и уже в таком малом возрасте производит грамотные расчеты и даже небольшие сделки. Отец Фрэнка - мелкий банковский служащий, который, видя огромную заинтересованность сына в банковском деле, с удовольствием посвящает Фрэнка в финансовые операции и понемногу вводит его в мир, в котором существует сам.

Кстати, характер и жизненный путь героя Теодор Драйзер списал с настоящего финансиста Чарльза Йеркса, жившего в в 19 веке в Филадельфии. Историю о нем можно почитать здесь.

Фото: ru.wikiquote.org. Это Чарльз Йеркс, прототип Каупервуда
Фото: ru.wikiquote.org. Это Чарльз Йеркс, прототип Каупервуда

В первой книге мы наблюдаем за стремительным развитием молодого финансиста: происходят его первые успешные сделки, выстраиваются необходимые деловые связи с важными в финансовом мире людьми, совершаются первые махинации с городским бюджетом. Мы знакомимся с Фрэнком Каупервудом как с личностью, видим его с другой стороны - не как холодного и расчетливого дельца, а как эмоционального молодого мужчину: женитьба на вдове Лилиан и обустройство семейного быта, постройка нового красивого дома и воспитание детей, увлечение искусством.

Увлекшись финансовыми махинациями на бирже, Фрэнк совершает крупный просчет и вынужден понести за это наказание. К этому времени он уже открывает в себе заинтересованность к другим женщинам и понимает, что не может (да и не видит в этом необходимости) любить всю жизнь только одну женщину, свою жену. У него появляется молодая и невероятно красивая, горячо влюбленная в него любовница Эйлин, дочь одного из близких и уважаемых партнеров компании Фрэнка.

Крах на бирже после крупного пожара в Чикаго в 1871 году, махинации с концессиями городского бюджета, и в конце концов правда, открывшаяся для близкого партнера Фрэнка о том, что он имеет связь с его младшей дочерью, приводят Фрэнка к суду и тюрьме. Его больше не приветствуют в светских кругах, и даже в финансовых влиятельных обществах его имя перестало иметь значимость, хотя большинство дельцов, имевших сотрудничество с Каупервудом, не перестали уважать его за внутренний стержень, незаурядный, хитрый и находчивый ум и доброжелательный, хотя и расчетливый характер.

Во второй части трилогии "Титан" Фрэнк Каупервуд с Эйлин уезжают из Филадельфии в Чикаго, где уже опытный финансист пускается в очередные авантюры, желая захватить весь финансовый мир Чикаго и стать во главе. В "Титане" на мой взгляд больше внимания уделяется отношениям Каупервуда с женщинами, раскрываются все более его личностные качества, которые оказываются достаточно болезненными для любящих его людей и неприглядными для читателей.

-2

Почему Фрэнк Каупервуд - антигерой?

Если до этого я, как и все, восхищалась Каупервудом, поражаясь его природной хватке и таланту убеждать, договариваться и выигрывать, то к концу "Титана" я разочаровалась в герое настолько, что, признаюсь, продолжать читать роман просто не хотелось.

Несомненно, герой Фрэнка Каупервуда - это сильнейшая личность, которая, благодаря железному характеру, стойкости, авантюризму, неуёмным амбициям и непоколебимой уверенности в себе добивается таких высот, каких не сумел бы добиться другой человек. Однако богатства и влиятельность, к которым так стремится главный герой, ничего не значат, при условии того, какими способами он добивается своих целей.

Автор многократно говорит о том, что в мире Фрэнка Каупервуда нравственность, моральность, честность и открытость означает слабость, угнетённость, малодушие и бедность. Человек, не способный на подлость, человек с принципами и устоями считается человеком заурядным, глупым и пустым; человек без амбиций, без масштабных захватнических планов, творческий и ранимый человек в мире, созданном Теодором Драйзером, это человек недостойный, мелкий, мимо которого Каупервуд проходит не заметив, смахивая как пыль, либо используя в своих целях.

Отношение Каупервуда к женщинам

То, как Каупервуд поступает с женщинами, которых он встречает на своем пути (а их немало), отдельная и неприглядная история. Каупервуду присуще уважение, великодушие, щедрость - этим прикрывается автор, когда главный герой бросает жену и уходит к более молодой и красивой, когда он после бросается в многочисленные любовные интрижки, заставляя свою жену страдать и винить себя, когда он впоследствии бросает и жену, в открытую (не для общества, а для жены) встречаясь с другими женщинами.

Гениальность Каупервуда на финансовом поприще, его невероятный ум и способность убеждать становятся главными оправданиями его полигамности, его неспособности быть с одной женщиной. Теодор Драйзер рисует нам человека с незаурядными талантами, объясняя этим его постоянное увлечение разными женщинами, его неспособность быть верным и преданным.

Ко всем своим женщинам Каупервуд относится с уважением и даже с излишней щедростью: продвигает по карьерной лестнице, знакомит с нужными людьми, вводит в нужные общества. Каждую после расставания обеспечивает деньгами, лишь бы у него не было с ней проблем. На его пути, помимо ничего не значащих интрижек, было несколько женщин, которые действительно вызывали в нем глубокую привязанность и в каждый раз он искренне верил, что она - та самая и что теперь он будет счастлив.

Я не считаю, что богатство, что нездоровый эгоизм, что незаурядный ум и нечеловеческая стойкость характера могут быть оправданием для аморальности, презрении ко всем, кто ниже по статусу или обделен интеллектом, тщеславия и жестокости по отношению к женщинам, которых он когда-то любил и привязал к себе. Жестокости в плане чувств, поступков, слов.

-3

Каупервуд представляется нам человеком сильнейшей воли, но для меня он безволен, потому что проявление воли достойно не там, где тебе легко все дается благодаря навыкам, связям, опыту, а там, где ты борешься с собой, где ты борешься с добром и злом внутри себя. Для Фрэнка Каупервуда же есть только одна жизненная позиция: я хочу и я получаю. Кто решает, что морально а что нет? Кто решает, что женщина должна быть только одна? Кто решает, что положено человеку а что нет?

Размышляя таким образом, Фрэнк наживает несметные богатства посредством взяток, ухищрений, идя по головам, приобретая себе дурную славу, оставаясь, однако, дружелюбным и спокойным даже лицом к лицу с врагом. Меняет женщин, нанося непоправимый ущерб тем, с кем когда-то обещал связать судьбу, постоянно находясь в поисках той самой.

В последней части трилогии "Стоик" главный герой отправляется в Лондон, чтобы провернуть там последнюю невероятную махинацию и монополизировать сеть подземных железных дорог. В "Стоике" он обретает новую любовь - молоденькую девушку Беренис (ему на тот момент уже под 60), которая должна спасти его от одиночества и успокоить наконец его вечно ищущую душу.

Несмотря на невероятный талант и исключительность Фрэнка Каупервуда, для меня он - антигерой, но я допускаю мысль о том, что такие личности не могут проходить иной, более стандартный путь.

А что вы думаете о романах Теодора Драйзера, заключенных в цикл "Трилогии Желания"? Согласны со мной или считаете по-другому?

"Так жизнь, возведя человека на вершину благополучия, продолжает и там дразнить и мучить его. Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность".
Теодор Драйзер, Титан

#подборка книг #что почитать #что почитать на досуге #топ 10 книг #лучшие книги #классическая литература #интересные книги #книги о книгах #рецензия на книгу #теодор драйзер