"Всякий мыслящий человек знает, что жизнь - неразрешимая загадка; остальные тешатся вздорными выдумками да еще попусту волнуются и выходят из себя".
Теодор Драйзер, Финансист
О чем роман "Финансист"?
Первая книга из "Трилогии Желания" называется "Финансист". Книга знакомит нас с жизнью маленького мальчика Фрэнка, c его семьей и общественным строем, во время которого разворачиваются основные события произведения. Нам сразу становится понятно, что Фрэнк - незаурядная личность, которая многим интересуется и уже в таком малом возрасте производит грамотные расчеты и даже небольшие сделки. Отец Фрэнка - мелкий банковский служащий, который, видя огромную заинтересованность сына в банковском деле, с удовольствием посвящает Фрэнка в финансовые операции и понемногу вводит его в мир, в котором существует сам.
Кстати, характер и жизненный путь героя Теодор Драйзер списал с настоящего финансиста Чарльза Йеркса, жившего в в 19 веке в Филадельфии. Историю о нем можно почитать здесь.
В первой книге мы наблюдаем за стремительным развитием молодого финансиста: происходят его первые успешные сделки, выстраиваются необходимые деловые связи с важными в финансовом мире людьми, совершаются первые махинации с городским бюджетом. Мы знакомимся с Фрэнком Каупервудом как с личностью, видим его с другой стороны - не как холодного и расчетливого дельца, а как эмоционального молодого мужчину: женитьба на вдове Лилиан и обустройство семейного быта, постройка нового красивого дома и воспитание детей, увлечение искусством.
Увлекшись финансовыми махинациями на бирже, Фрэнк совершает крупный просчет и вынужден понести за это наказание. К этому времени он уже открывает в себе заинтересованность к другим женщинам и понимает, что не может (да и не видит в этом необходимости) любить всю жизнь только одну женщину, свою жену. У него появляется молодая и невероятно красивая, горячо влюбленная в него любовница Эйлин, дочь одного из близких и уважаемых партнеров компании Фрэнка.
Крах на бирже после крупного пожара в Чикаго в 1871 году, махинации с концессиями городского бюджета, и в конце концов правда, открывшаяся для близкого партнера Фрэнка о том, что он имеет связь с его младшей дочерью, приводят Фрэнка к суду и тюрьме. Его больше не приветствуют в светских кругах, и даже в финансовых влиятельных обществах его имя перестало иметь значимость, хотя большинство дельцов, имевших сотрудничество с Каупервудом, не перестали уважать его за внутренний стержень, незаурядный, хитрый и находчивый ум и доброжелательный, хотя и расчетливый характер.
Во второй части трилогии "Титан" Фрэнк Каупервуд с Эйлин уезжают из Филадельфии в Чикаго, где уже опытный финансист пускается в очередные авантюры, желая захватить весь финансовый мир Чикаго и стать во главе. В "Титане" на мой взгляд больше внимания уделяется отношениям Каупервуда с женщинами, раскрываются все более его личностные качества, которые оказываются достаточно болезненными для любящих его людей и неприглядными для читателей.
Почему Фрэнк Каупервуд - антигерой?
Если до этого я, как и все, восхищалась Каупервудом, поражаясь его природной хватке и таланту убеждать, договариваться и выигрывать, то к концу "Титана" я разочаровалась в герое настолько, что, признаюсь, продолжать читать роман просто не хотелось.
Несомненно, герой Фрэнка Каупервуда - это сильнейшая личность, которая, благодаря железному характеру, стойкости, авантюризму, неуёмным амбициям и непоколебимой уверенности в себе добивается таких высот, каких не сумел бы добиться другой человек. Однако богатства и влиятельность, к которым так стремится главный герой, ничего не значат, при условии того, какими способами он добивается своих целей.
Автор многократно говорит о том, что в мире Фрэнка Каупервуда нравственность, моральность, честность и открытость означает слабость, угнетённость, малодушие и бедность. Человек, не способный на подлость, человек с принципами и устоями считается человеком заурядным, глупым и пустым; человек без амбиций, без масштабных захватнических планов, творческий и ранимый человек в мире, созданном Теодором Драйзером, это человек недостойный, мелкий, мимо которого Каупервуд проходит не заметив, смахивая как пыль, либо используя в своих целях.
Отношение Каупервуда к женщинам
То, как Каупервуд поступает с женщинами, которых он встречает на своем пути (а их немало), отдельная и неприглядная история. Каупервуду присуще уважение, великодушие, щедрость - этим прикрывается автор, когда главный герой бросает жену и уходит к более молодой и красивой, когда он после бросается в многочисленные любовные интрижки, заставляя свою жену страдать и винить себя, когда он впоследствии бросает и жену, в открытую (не для общества, а для жены) встречаясь с другими женщинами.
Гениальность Каупервуда на финансовом поприще, его невероятный ум и способность убеждать становятся главными оправданиями его полигамности, его неспособности быть с одной женщиной. Теодор Драйзер рисует нам человека с незаурядными талантами, объясняя этим его постоянное увлечение разными женщинами, его неспособность быть верным и преданным.
Ко всем своим женщинам Каупервуд относится с уважением и даже с излишней щедростью: продвигает по карьерной лестнице, знакомит с нужными людьми, вводит в нужные общества. Каждую после расставания обеспечивает деньгами, лишь бы у него не было с ней проблем. На его пути, помимо ничего не значащих интрижек, было несколько женщин, которые действительно вызывали в нем глубокую привязанность и в каждый раз он искренне верил, что она - та самая и что теперь он будет счастлив.
Я не считаю, что богатство, что нездоровый эгоизм, что незаурядный ум и нечеловеческая стойкость характера могут быть оправданием для аморальности, презрении ко всем, кто ниже по статусу или обделен интеллектом, тщеславия и жестокости по отношению к женщинам, которых он когда-то любил и привязал к себе. Жестокости в плане чувств, поступков, слов.
Каупервуд представляется нам человеком сильнейшей воли, но для меня он безволен, потому что проявление воли достойно не там, где тебе легко все дается благодаря навыкам, связям, опыту, а там, где ты борешься с собой, где ты борешься с добром и злом внутри себя. Для Фрэнка Каупервуда же есть только одна жизненная позиция: я хочу и я получаю. Кто решает, что морально а что нет? Кто решает, что женщина должна быть только одна? Кто решает, что положено человеку а что нет?
Размышляя таким образом, Фрэнк наживает несметные богатства посредством взяток, ухищрений, идя по головам, приобретая себе дурную славу, оставаясь, однако, дружелюбным и спокойным даже лицом к лицу с врагом. Меняет женщин, нанося непоправимый ущерб тем, с кем когда-то обещал связать судьбу, постоянно находясь в поисках той самой.
В последней части трилогии "Стоик" главный герой отправляется в Лондон, чтобы провернуть там последнюю невероятную махинацию и монополизировать сеть подземных железных дорог. В "Стоике" он обретает новую любовь - молоденькую девушку Беренис (ему на тот момент уже под 60), которая должна спасти его от одиночества и успокоить наконец его вечно ищущую душу.
Несмотря на невероятный талант и исключительность Фрэнка Каупервуда, для меня он - антигерой, но я допускаю мысль о том, что такие личности не могут проходить иной, более стандартный путь.
А что вы думаете о романах Теодора Драйзера, заключенных в цикл "Трилогии Желания"? Согласны со мной или считаете по-другому?
"Так жизнь, возведя человека на вершину благополучия, продолжает и там дразнить и мучить его. Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность".
Теодор Драйзер, Титан
#подборка книг #что почитать #что почитать на досуге #топ 10 книг #лучшие книги #классическая литература #интересные книги #книги о книгах #рецензия на книгу #теодор драйзер