Эта притча во многих смыслах уникальна. Она больше всех других приоткрывает нам дверь в мир послесмертного существования души, а поэтому вызывает в нас жгучий интерес, смешанный с определенной долей страха.
«Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 19–31).
При первом прочтении возникают вопросы: почему Авраам ничего не сказал богачу о спасении действенной верой в Бога, которой у последнего не было? Неужели богач попал в ад, потому что получил в жизни много удовольствий, тогда как Лазарь их вообще не получил и поэтому попал в рай?
Конечно, нет! На самом деле, о богаче мы знаем достаточно много. Смысл его жизни был один – получение максимального удовольствия, которое он получал в ежедневных пирах и развлечениях. Такой путь закономерно уводит человека все дальше и дальше от настоящего смысла жизни – познания Бога, обретения любви к Нему и радостного исполнения Божьей воли.
Как начинается поворот от жизни удовлетворения своей плоти к жизни духовной? Об этом мы тоже читаем в притче, когда богач просит Авраама послать Лазаря к его братьям с призывом к их покаянию. Именно сокрушение перед Богом, осознание своей глубочайшей духовной нищеты и следующее за этим покаяние является необходимым условием настоящего обращения к Богу, условием духовного возрождения. Итак, богач только будучи в аду осознал необходимость покаяния.
Очень интересен ответ Авраама: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Настоящая вера приходит, как известно, от Слова Божьего (Рим. 10:17). Если же люди не верят богодухновенному слову (тогда это было слово данное через Моисея и пророков), то никакое чудо не родит в них веру. Вера основана не на чудесах, а на истине Слова!
Нищий Лазарь получил награду небесную, конечно, не за нищету материальную (тот же Авраам на земле был очень богат), а за свою нищету духовную и за веру в слово Моисея и Пророков.
Интересно, что по мнению митрополита Антония (Храповицкого), русского богослова XX столетия, притча о богаче и Лазаре дает нам некоторую надежду на то, что у душ, попавших в ад, все же остается шанс на покаяние:
«Притча о богаче и Лазаре даёт нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Во-первых, мы видим, что Авраам в раю услышал богатого, и следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы. Эта их беседа указывает на то, что и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, т.к. самое страшное это не само страдание, а безнадёжное сознание бесконечности страданий. Этого безнадёжного сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на что-то лучшее.
Во-вторых, богач начинает жалеть своих родных братьев. Это показывает, что в нём пробудились добрые чувства, что он начал каяться и надеется на их покаяние. Это значит, что в загробной жизни возможно некоторое изменение настроения человека, т.к. начавшееся покаяние может уже перейти к полному раскаянию и тогда умилению.
Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше, на земле, и теперь, в аду, но не понимает справедливости положения. Но всё же он начал жалеть своих братьев, что очень важно для дальнейшего развития души.
Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния и тогда умиления; тогда надо допустить возможность надежды, что двери райские не закрываются раз и навсегда. Надо также допустить надежду, что, пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно ожесточилась, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному, и тогда душа может ожить для духовного умиления и спасения».
Мнение это неоднозначно, но интересно. Что вы думаете?