Феномен «игры в голове» (ушной червь) научно задокументирован. Это тот случай, когда у нас нет возможности удалить какие-либо звуки из наших мыслей. Большинство людей это переживают. Он одинаково влияет на оба пола. Интересно, что чаще всего срабатывает мелодия с текстом (73%), тогда как инструментальная музыка гораздо меньше застревает в голове (всего 7%). Можно ли избавиться от надоедливых мыслей о музыкальном контенте? Давайте разбираться.
Оказывается, наибольшая вероятность того, что песня «застрянет» в голове, связана с тем, насколько она понравилась. Это было доказано профессором Ира Хайманом и его коллегами в первом из серии исследований этого явления. 299 студентов прослушали различные песни, которые они оценили субъективно. Результаты показали, что участники с большей вероятностью непроизвольно проигрывали песни, которые им нравились, в уме. Среди застрявших в памяти песен были найдены разные музыкальные жанры. - Это говорит о том, что изучаемое явление не характерно только для определенных музыкальных жанров, - комментируют исследователи.
Во втором исследовании студенты слушали песни из более старого репертуара, такие как The Beatles, а также песни современных авторов, таких как Леди Гага. Затем решали логические задачи разной степени сложности (судоку, анаграммы). В конце они заявили, заиграла ли какая-либо из песен в их головах сразу после прослушивания. Кроме того, через 24 часа после окончания эксперимента участники сообщили исследователям, испытывали ли они феномен «игры головой» с любым из следов за последние 24 часа. Оказалось, что песни, сыгранные последними, а также те, которые начали «играть в головах» респондентов сразу после прослушивания, чаще возникают в их сознании.
Ученые говорят, что если мы не можем не слушать нашу любимую песню (единственное полностью эффективное решение), давайте посмотрим, начнет ли она играть в нашей голове сразу после этого. Если так, то мы на пути к феномену ушных червей! Что касается типа песен, то те, которые исполняются Битлз, как и современные хиты, привели к феномену «игры в голове». Интересно, что самая большая проблема с непроизвольными мыслями о музыкальном содержании возникла у студентов, которые сразу после экзамена сообщили о мысленном возврате только к той части трека, которую они слушали (например, припев).
По мнению исследователей, это проявление так называемого «Эффект Зейгарник», при котором незавершенные задачи остаются в вашей голове, но исчезают, когда вы их завершаете. В случае «игры в голове» мысленное повторение только части песни оставляет это действие незавершенным. Таким образом, более вероятно, что песня вернется к нам против нашей воли. Возможно, один из способов - вспомнить песню целиком. Если это невозможно, вы можете повторно прослушать отрывок от первой ноты до последней.
Чрезвычайно сложные и очень легкие умственные задания приводят к учащению раздражительных мыслей, а судоку приводит к этому чаще, чем анаграммы. Любая деятельность, которая заставляет мозг лениться, создает благодатную почву для развития нежелательной прялки. Чрезмерно ресурсоемкие задачи приводят к истощению ресурсов, увольнению и, следовательно, к такому же эффекту. В идеале, занятия, требующие внимания, должны блокировать повторяющиеся мелодии.
Другие эксперименты той же группы исследователей показывают, что частота контакта с музыкой также влияет на феномен «игры в голове». Это музыканты, которые испытывают это чаще, испытывают больше аспектов песни (например, отдельные клавиатуры, голос).