Найти в Дзене
Плёнки и винил

История комедии, которую все приняли за правду. Два раза!

«Запредельная сила» – один из лучших розыгрышей в истории кино. Его сюжет оказал влияние на знаменитый сериал «Секретные материалы».

Режиссёр фильма Уильям Сакс рассказывал: «Ко мне обратился продюсер Донн Дэвисон с предложением снять документальный фильм об НЛО и других похожих явлениях. Я думаю, он хотел скопировать «Колесницы богов» и другие документальные фильмы в стиле Эриха фон Деникена» (мы писали об этом на канале).

Но в итоге получилось не совсем не это, а пародия The Force Beyond (1977) – один из величайших розыгрышей в кинематографе конца семидесятых того времени, когда на экраны бесконечным потоком выходили подражательные сенсационные исторические расследования с названиями вроде «В поисках древних астронавтов» (1973), «В поисках древних тайн» (1974), «Связь с космосом» (1975) и «Тайны богов» (1976): об исчезнувших цивилизациях и инопланетных астронавтах, посещавших нашу планету в древности.

-2

«Запредельная сила» была ответом на всю эту звёздную вакханалию. Это был розыгрыш молодого режиссёра, который хотел проверить способность своей аудитории отделять реальность от фантазии.

-3

Фильм был лишь вторым проектом Сакса как режиссёра, ранее он снял драму «Нет номера 13» (1974) на тему Вьетнамской войны и доснял недостающий материал для фильма другого режиссёра «К югу от Адской горы». Именно эта работа по спасению чужого материала произвела впечатление на продюсера Донна Дэвисона, зарабатывавшего себе на жизнь низкобюджетными псевдообразовательными фильмами об интимной гигиене. Дэвисон попросил Сакса снять нечто, приносящее быстрый доход.

Донн хотел, чтобы это был документальный фильм, но когда я со своей женой Маргарет начал исследовать тему, мы поняли, что у меня нет выйдет снять полноценный документальный фильм, поэтому я и не снял его, как было нужно – говорит Сакс.

В начале фильма появляется великий кинорежиссёр Орсон Уэллс (архивные кадры) и идёт обсуждение его радиопостановки «Войны миров» (американцы тогда решили, что в стране реально высадились марсиане, и началась паника). Краткое введение объясняет, что инопланетяне действительно вторглись в США 30 октября 1938 года.

Орсон Уэллс во время постановки "Войны миров".
Орсон Уэллс во время постановки "Войны миров".

Затем Сакс поражает зрителей серией мелькающих кадров, взятых из военных фильмов, картин категории «Б» и кинохроники, после чего он переходит к разговорам с исследователями НЛО. Во время интервью он ставит себя и всю команду перед зеркалами, и является такой же частью происходящего, что и гости. Рассказы затрагивают снежного человека, Атлантиду, исторические катастрофы, гипнотерапию и множество других, казалось бы, не связанных между собой реальных и вымышленных фактов.

Никто, связанный с проектом, не подозревал, какой фильм снимает Сакс: контактёры с НЛО, адепты снежного человека и экстрасенсы, у которых он брал интервью, были вполне реальными.

На съезде уфологов я начал брать интервью у некоторых людей, снимая крупным планом и используя широкоугольный объектив, который искажал их лица. Я чувствовал, что это показывает, как я на самом деле отношусь к тому, что они говорят. Но все опрошенные люди совершенно серьезно верили в то, что произносили, и вели себя как обычно.

Параноидальность повествования усиливается закадровым голосом.

"Я выбрал диджея из Нью-Йорка по имени Роско, потому что его голос был для меня почти гипнотическим." Он произносит фразы о том, что рептилоиды управляют мировым правительством, с самым убедительным апломбом.
"Я выбрал диджея из Нью-Йорка по имени Роско, потому что его голос был для меня почти гипнотическим." Он произносит фразы о том, что рептилоиды управляют мировым правительством, с самым убедительным апломбом.

Удивительно ещё и то, что «Запредельная сила» обманула зрителей не один раз. Спустя год после успешного проката она была опять выпущена на экраны, в те же самые кинотеатры, но с новым названием «Секреты богов», и снова принесла создателям немало денег.

Как и многие подобные псевдодокументальные фильмы своей эпохи, он исчез из поля зрения общественности вскоре после этого второго проката. О нём сегодня знает небольшая группа людей, которые ценят его странный юмор и маргинальный статус. Сам фильм крайне сложно найти в Сети (но нам это удалось).

Интересна и последующая судьба сценариста картины и жены режиссёра Маргарет Сакс. После съёмок она увлеклась темой НЛО уже не на шутку.

-6
К ней после выхода фильма обратился литературный агент, и впоследствии были опубликованы две книги. Второй из них стала «Энциклопедия НЛО». Мы предложил находки, легшие в основу «Энциклопедии НЛО», в качестве идеи телесериала для компании FOX. Они обдумывали её около трёх месяцев, а потом неожиданно объявили о выходе «Секретных материалов», куда вошло множество историй из «Энциклопедии».
Наука
7 млн интересуются