В современной России увеличивается количество преступлений против кровных родственников. Около 30–40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье, и это вызывает особое беспокойство, так как подобная криминализация в сфере семейных отношений используется в качестве способа разрешения как жизненно важных, так и незначительных проблем. Насилие оказывает не только физическое, но и серьезное психическое воздействие на ребенка: может подавлять, ломать слабую личность, а в сильной личности пробуждать протест, который нередко выражается в противоправном, в том числе преступном, поведении.
Насилие в семье характеризуется следующими чертами:
– с каждым последующим разом возрастает частота физического насилия, его повторения и степень жестокости;
– насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
– при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы наиболее сильным по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. В большинстве случаев ни дети, ни женщины, ни пожилые люди не обладают физической силой, достаточной для того, чтобы сопротивляться своим тиранам; в обществе эти категории людей нередко считаются второсортными.
Анализ непосредственно провоцирующих факторов показывает, что насильственные действия в 52,3 % случаев были спровоцированы самой жертвой, так называемым виктимным поведением.
Причины почему жертва не прекращает подобные отношений с лицом многочисленны и различны в каждом отдельном случае. Часто это страх:
1. перед возрастающей интенсивностью насилия, если жертва пытается прибегнуть к посторонней помощи, отсутствие реальных альтернатив в отношении того, что касается трудоустройства и финансовой помощи, особенно для жертв с детьми (часто финансы находятся под контролем преступника);
2. отсутствие жилья, которое жертва может себе позволить и которое стало бы надежной защитой для нее и детей;
3. иммобилизация в результате психологической и физической травмы (травмированные лица часто не могут мобилизовать огромные силы, необходимые для прекращения отношений и начала новой жизни для себя и своих детей, особенно в период непосредственно после травмы);
4. культурные и семейные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой;
5. партнер, психологи, суды, священники, родственники и другие лица, которые убеждают жертву, что она сама виновата в насилии и может остановить его, подчинившись требованиям партнера.
Автор материала — Ольга Старикова, психолог, кандидат психологических наук.
Подписывайтесь на "Клиника Кирсанова" , чтобы не пропускать интересные статьи ;)