Найти тему
Лукинский I История

Люди и дома русской деревни 19 века: найденные фотографии экспедиций Шабунина

"Очень невелик наш городок, не потребуется и двадцати минут, чтобы пройти по единственной его улице. От этой жизни, полной щемящей тишины, безмятежья и простоты, не бывавшему здесь человеку, покажется жутко. А за добродушных и радушных обывателей его становится как-то обидно и крайне тоскливо..." (Н.А.Шабунин)

часть 3/5 >> начало

Продолжим, дорогие читатели, наше увлекательное путешествие вместе с фотографиями этнографа и художника Николая Шабунина на рубеже 19-20 века. Из моей семейной библиотеки его книг.

В своих экспедициях на Русский Север в 1900-1904 годах, стремился Николай Шабунин запечатлеть на фотографии исчезающий с началом 20 века древнерусский уклад.

вдоль мощных северных рек стояло великое множество  русских сел Севера России
вдоль мощных северных рек стояло великое множество русских сел Севера России

В то время Архангельская губерния и будущий Ненецкий округ не имели железных дорог и оставались последним пристанищем средневековой России.

Поклонные православные кресты стояли в северных деревнях  с 17 века повсеместно,  были настоящим  произведением деревянного зодчества местных мастеров.
Поклонные православные кресты стояли в северных деревнях с 17 века повсеместно, были настоящим произведением деревянного зодчества местных мастеров.

Север никогда не знал плетки помещика, рабства крепостного права. Здесь не гнули спины мужики и не грели дворянские постели дворовые девки. Север, являлся государевой "черной" землей и подчинялся лишь императору.

Поклонные кресты стояли даже у колодцев и между домами деревень Русского Севера
Поклонные кресты стояли даже у колодцев и между домами деревень Русского Севера

Бескрайняя тайга надежно укрывала преступников и бежавших с центра России в поисках вольницы. Преступники и ссыльные были здесь и официально: в 18-19 веках на Север высылали наряду с Сибирью.

Деревенский сход. даже в глухих таежных местах деревни были многочисленны, крестьяне  рассчитывали только на себя и на Бога
Деревенский сход. даже в глухих таежных местах деревни были многочисленны, крестьяне рассчитывали только на себя и на Бога

На Севере все были равны. В деревнях витал свободный дух колонистов, бросивших вызов Арктике и авантюристов, начавших всё заново. Это была настоящая архангельская Аляска, не пойманная капитализмом и вольная.

Бабы с берестяными ведрами (тувесами). Железных фабричных ведер 20 века в 1900-х годах там еще  не было, такие ведра использовали для хранения в погребах и ямах.
Бабы с берестяными ведрами (тувесами). Железных фабричных ведер 20 века в 1900-х годах там еще не было, такие ведра использовали для хранения в погребах и ямах.

Не случайно потому так много русских деревень на Севере было в схоронных лесных местах. Вдали от полиции, налогов и начальства.

Колесный колодец 17-19 века. Они были "рычажными" (как этот)  и громадные "ступальные", где внутри ступал человек поднимая и опуская бадьи с водой.
Колесный колодец 17-19 века. Они были "рычажными" (как этот) и громадные "ступальные", где внутри ступал человек поднимая и опуская бадьи с водой.

Их связывали между собой реки и сеть локальных дорожных трактов, прорубленных по просекам в лесах. В те времена в деревнях жило намного больше народа, чем в городах и самом Архангельске.

Крестьянин с санями. Мы видим искусную резьбу и украшенная дуга для лошади (справа)
Крестьянин с санями. Мы видим искусную резьбу и украшенная дуга для лошади (справа)

Русский Север не был раем. Никакой медицины, цивилизации и жуткие морозы зимой и орды кровососов летом. Но вольность, просторы и умеренный гнет государя-владельца компенсировали тяготы.

Ветряная мельница на фоне деревянных рубленных церквей
Ветряная мельница на фоне деревянных рубленных церквей

Этот живой мир и сохранили для нас фотографии Николая Шабунина. Векового Леса на Севере было много, им не владели дворяне потому и дома поморов были как дворцы на несколько семей.

Ветряные мельницы Севера отличались от громоздких центра России более легкомысленным срубом. как синица на ветке, покачивались  на четырехугольном срубе
Ветряные мельницы Севера отличались от громоздких центра России более легкомысленным срубом. как синица на ветке, покачивались на четырехугольном срубе

От деревни к деревне переезжал Шабунин, преодолевая бездорожье и холод:

"От левого берега реки Мезени въезжаем в дремучий лес. Какой же это тоскливый путь, как вековая преграда просвета, что тянется по всей длине Печёрского края.
фото Шабунина прямо с северного тракта  "Тайбола" зимой
фото Шабунина прямо с северного тракта "Тайбола" зимой
Единственная дорога с Архангельска по Печёрскому тракту не имеет ни одного посёлка. Только маленькие почтово-земские станции и ветхие избушки, по крышу ушедшие в землю. Дорога сквозь дремучий лес называется «Тайбола».."

Но лес расступался, открывая Николаю села русских колонистов. К сожалению, революция разметала его дневники, и фотографии не имеют географических пометок. Большинство деревень исчезли, срубы сгнили, мы не узнаем их судьбу.

Крестьянские дети позируют Шабунину у своей избы (1904 год)
Крестьянские дети позируют Шабунину у своей избы (1904 год)

Придет революция, гражданская война, капитализм и города пойдут вверх. Опустевшие деревни зарастут лесом, тракты станут лисьими тропами, а на остатках домов будут вить гнезда совы.

деревенская свадьба 1904 года
деревенская свадьба 1904 года

Нам остается всматриваться в эти фотографии Шабунина, как в окошко в исчезнувший русский мир.

Еще несколько фотографий (пояснения сверху)...

Крестьянин у своей избы. мы видим летний дом (слева) и справа зимний дом куда переходили на зимовку С двух сторон мы видим скаты на повить - мосты для лошадей и телег для доставки сена и грузов на повить (сеновал)

-13

Богато украшенный фасад северной избы. Шабунин много фотографировал деревенского искусства северного зодчества.

-14

Конек северной избы стремились сделать в форме птицы, а чердак украсить наличниками диковинных зверей, эта традиция сохранялась с древнерусских времен язычества. Мы видим и год постройки дома.

-15

Резные украшения строящегося дома. 1903 год

-16

Двухэтажные дома конца 19 века нередко были переделкой более древних изб 17-18 века. Мы видим первый этаж с характерными окнами 18 века и второй этаж в стиле крестьянского зодчества следующего века.

-17

Дом совмещенный с хлевом был типичным для Русского Севера. Этот стиль скопирован русскими колонистами у коренных северных народов (вепсь, меря,чудь).

Аборигены живя наедине с природой не разделяли людей и животных, поклонялись духам леса. Коровы, кони, петухи, овцы были братьями, сестрами им. Люди и звери под одной крышей.

-18

Дома для русского крестьянства были всем. И душой, и крышей, и отцом с матерью и всей жизнью. Изба встречала юных и провожала ушедших. Модель крестьянского дома в самом крестьянском доме 1903 года.

-19

Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. Но сердца их бьются - то она, то он силятся очнуться. И впадают в сон.

ДАЛЬШЕ: 4/5 Храмы Руси << (жми!)

Деревни России: 1 Дома 2 Крестьяне 3 Крестьянки 4 Бедняки 5 Отмена крепостного права 6 история деревни Лукинская 7 Как жили семьи 8 Любовь и брак 9 Дети 10 Кулаки 11 Старики 12 Крестьянский Труд 13 Русская Печь 14 Русское Поле 16 Похищение невест 17 Столбы на фото 18 Дороги 19 Пьянство в Деревнях 20 Женское Рукоделие 21 Русский Север

👍 и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен I Инстаграм © #алукинский Оглавление книг < жми