"Очень невелик наш городок, не потребуется и двадцати минут, чтобы пройти по единственной его улице. От этой жизни, полной щемящей тишины, безмятежья и простоты, не бывавшему здесь человеку, покажется жутко. А за добродушных и радушных обывателей его становится как-то обидно и крайне тоскливо..." (Н.А.Шабунин)
часть 3/5 >> начало
Продолжим, дорогие читатели, наше увлекательное путешествие вместе с фотографиями этнографа и художника Николая Шабунина на рубеже 19-20 века. Из моей семейной библиотеки его книг.
В своих экспедициях на Русский Север в 1900-1904 годах, стремился Николай Шабунин запечатлеть на фотографии исчезающий с началом 20 века древнерусский уклад.
В то время Архангельская губерния и будущий Ненецкий округ не имели железных дорог и оставались последним пристанищем средневековой России.
Север никогда не знал плетки помещика, рабства крепостного права. Здесь не гнули спины мужики и не грели дворянские постели дворовые девки. Север, являлся государевой "черной" землей и подчинялся лишь императору.
Бескрайняя тайга надежно укрывала преступников и бежавших с центра России в поисках вольницы. Преступники и ссыльные были здесь и официально: в 18-19 веках на Север высылали наряду с Сибирью.
На Севере все были равны. В деревнях витал свободный дух колонистов, бросивших вызов Арктике и авантюристов, начавших всё заново. Это была настоящая архангельская Аляска, не пойманная капитализмом и вольная.
Не случайно потому так много русских деревень на Севере было в схоронных лесных местах. Вдали от полиции, налогов и начальства.
Их связывали между собой реки и сеть локальных дорожных трактов, прорубленных по просекам в лесах. В те времена в деревнях жило намного больше народа, чем в городах и самом Архангельске.
Русский Север не был раем. Никакой медицины, цивилизации и жуткие морозы зимой и орды кровососов летом. Но вольность, просторы и умеренный гнет государя-владельца компенсировали тяготы.
Этот живой мир и сохранили для нас фотографии Николая Шабунина. Векового Леса на Севере было много, им не владели дворяне потому и дома поморов были как дворцы на несколько семей.
От деревни к деревне переезжал Шабунин, преодолевая бездорожье и холод:
"От левого берега реки Мезени въезжаем в дремучий лес. Какой же это тоскливый путь, как вековая преграда просвета, что тянется по всей длине Печёрского края.
Единственная дорога с Архангельска по Печёрскому тракту не имеет ни одного посёлка. Только маленькие почтово-земские станции и ветхие избушки, по крышу ушедшие в землю. Дорога сквозь дремучий лес называется «Тайбола».."
Но лес расступался, открывая Николаю села русских колонистов. К сожалению, революция разметала его дневники, и фотографии не имеют географических пометок. Большинство деревень исчезли, срубы сгнили, мы не узнаем их судьбу.
Придет революция, гражданская война, капитализм и города пойдут вверх. Опустевшие деревни зарастут лесом, тракты станут лисьими тропами, а на остатках домов будут вить гнезда совы.
Нам остается всматриваться в эти фотографии Шабунина, как в окошко в исчезнувший русский мир.
Еще несколько фотографий (пояснения сверху)...
Крестьянин у своей избы. мы видим летний дом (слева) и справа зимний дом куда переходили на зимовку С двух сторон мы видим скаты на повить - мосты для лошадей и телег для доставки сена и грузов на повить (сеновал)
Богато украшенный фасад северной избы. Шабунин много фотографировал деревенского искусства северного зодчества.
Конек северной избы стремились сделать в форме птицы, а чердак украсить наличниками диковинных зверей, эта традиция сохранялась с древнерусских времен язычества. Мы видим и год постройки дома.
Резные украшения строящегося дома. 1903 год
Двухэтажные дома конца 19 века нередко были переделкой более древних изб 17-18 века. Мы видим первый этаж с характерными окнами 18 века и второй этаж в стиле крестьянского зодчества следующего века.
Дом совмещенный с хлевом был типичным для Русского Севера. Этот стиль скопирован русскими колонистами у коренных северных народов (вепсь, меря,чудь).
Аборигены живя наедине с природой не разделяли людей и животных, поклонялись духам леса. Коровы, кони, петухи, овцы были братьями, сестрами им. Люди и звери под одной крышей.
Дома для русского крестьянства были всем. И душой, и крышей, и отцом с матерью и всей жизнью. Изба встречала юных и провожала ушедших. Модель крестьянского дома в самом крестьянском доме 1903 года.
Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. Но сердца их бьются - то она, то он силятся очнуться. И впадают в сон.
ДАЛЬШЕ: 4/5 Храмы Руси << (жми!)
Деревни России: 1 Дома 2 Крестьяне 3 Крестьянки 4 Бедняки 5 Отмена крепостного права 6 история деревни Лукинская 7 Как жили семьи 8 Любовь и брак 9 Дети 10 Кулаки 11 Старики 12 Крестьянский Труд 13 Русская Печь 14 Русское Поле 16 Похищение невест 17 Столбы на фото 18 Дороги 19 Пьянство в Деревнях 20 Женское Рукоделие 21 Русский Север
👍 и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен I Инстаграм © #алукинский Оглавление книг < жми