На дворе 1963 год ветер холодной войны пронизывает обычного человека на улицах Америки. Такие термины, как "ядерная зима" и взаимно гарантированное уничтожение, больше не являются абстракциями после "кубинского ракетного кризиса".
29 октября бывший председатель совета директоров Линн Таунсенд передает первый автомобиль Chrysler Turbine в аренду обычной семье из Бродвью, штат Иллинойс. им предоставилась возможность первыми ездить на бронзовом купе Firefrost с кузовом Ghia, черным виниловым верхом и медно-оранжевым кожаным салоном в течение трех месяцев, а затем они передадут его второй из четырех семей, выбранные для эксперимента, который будет включать 50 автомобилей, предоставленных 200 семьям в течение двух лет. Chrysler представил Turbines в дилерских центрах и заявит о мировом турне протяженностью 76000 км, охватывающем 23 города в 21 штате. Так что же пошло не так и при чем тут что она ездила на всем что горит читайте ниже?
Производство началось в середине 1963 года, автомобиль был построен на двухдверном шасси Chrysler среднего размера с сиденьями 2 + 2. Под капотом находилась турбина Chrysler четвертого поколения мощностью 130 лошадиных сил и 160 квт. В нем можно рассмотреть сильное сходство «снаряда» Ford Thunderbird 1961 года.
Дизайнером был Элвуд Энгель, нанятый из Ford Motor Company, чтобы заменить больного Вирджила Экснера на посту руководителя отдела дизайна Chrysler в 1961 году. Энгель разработал Lincoln Continental 1961 года, чистый, элегантный автомобиль, созданный на высоте.
Задние фонари форсажной части выступают по краям и украшены круглыми линзами заднего хода внутри них, окружающий карман для номерного знака. Большинство органов управления, в том числе управление фарами и обогревателем / вентилятором наружного воздуха, расположено на центральном выступе рядом с переключателем передач. В машине есть AM-радио и электрические стеклоподъемники.
Редукторы снижают выходную частоту вращения до 5360 об / мин, но максимальная частота вращения турбины второй ступени составляет 45 700 об / мин. поэтому получается "пылесосный"звук от реактивного двигателя, работающего на холостом ходу звучанием как на McLaren Mercedes F1. Ускорение не очень быстрое, а на обгоне двигатель требует, пониженную передачу. Водители при этом будут слышать звук пылесоса а не стремительный рывок вперед.
Turbine не обладает спортивным характером своих современных маслкаров, но его стиль и шумный двигатель перенесут вас в середину 1960-х годов.
Это было будущее в те года.
Он напоминает реактивный самолет из снарядов на капоте, стреловидными крыльями и задними фонарями на форсаже. У этого автомобиля есть форсаж с красными линзами. И самая крутая фишка, это когда глушите двигатель, а он продалжает крутиться словно реактивный самолет. «Крайслер» мог бы продать тысячи автомобилей, просто продавая их пилотам авиакомпаний.
Но будущее, обещание реактивной эры, не сбылось. Горстке счастливчиков удалось изобрести будущее, но никто не смог его купить. Планировалось продать 500 автомобилей Dodge Charger 1966 года выпуска с турбинным двигателем, но двигатели были списаны, так как из-за приближающихся правил по борьбе с экологией. Турбине было бы сложно обеспечить выбросы установленных оксидов азота. Компания Chrysler построила еще три поколения газотурбинных двигателей, которые устанавливались на серийные автомобили и не показывались публике, до конца 1970-х годов, когда были изготовлены турбины.
Турбинные двигатели не обладали преимуществами выбросов и экономии топлива, чтобы преодолеть затраты на материалы и производство. Некоторые автопроизводители продолжили исследования в начале 1990-х годов, после чего разработка водородных топливных элементов стала заменять собой следующую альтернативу двигателям внутреннего сгорания. Отсюда возникает вопрос: будет ли будущее двигателя на водородных топливных элементах более светлым?
13 мая 1965 года Oлден Олсону было 16 лет, когда его родители, Олден (механик по дизельным грузовикам) и Беула, завладели автомобилем с турбонаддувом номер 991232 в Дулуте, штат Миннесота, (он считается автомобилем модели 1963 года) . Сейчас он аналитик компьютерных систем.
«Мой отец был щедрым», - вспоминает Олсон. «Он позволил всем членам семьи и большому количеству людей управлять им», включая своего сына. По условиям договора Олден Олсон мог давать поводить его другим но с условием того,что он должен был находиться в машине всякий раз, когда ее водят другие. Семья Олсонов с энтузиазмом проехали на нем 20300 км (плюс еще около 3500 км, поскольку спидометр был сломан в течение недели), а сын каждый день возил его на работу. Поездки по выходным включали поездки на 500 км туда и обратно, чтобы навестить брата Марка в Миннеаполисе.
За время эксперимента этот автомобиль был у дилера Dodge трижды, сначала это был неисправный спидометр, а затем для ремонта тормозов. Тормоза можно было сделать на месте, но сервисный представитель должен был приехать из другого города за спидометром. В третий раз он сломался посреди Небраски, и у него обнаружили неисправное реле отключения подачи топлива.
Марк Олсон говорит, что его отец использовал рекомендованное дизельное топливо. По его словам, автомобиль по городу кушал 16 литров на 100 км и 12 литров по трассе.
«Большинство времени ее постоянно разглядывали люди чем они на ней ездили»-вспоминает Олсон.
Билл Керри ремонтировал и обслуживал 50 автомобилей с турбонаддувом Chrysler Corporation, распространяемых среди населения. Более 30 000 человек подали заявки на получение возможности попасть в число 203 человек, управляющих автомобилем в течение трех месяцев.
«Единственные ограничения: вы не можете вывезти его из страны, и никаких гонок», - говорит Керри. Первому автомобилю пришлось немедленно вернуться в салон так как, он получил удар сзади по дороге домой с презентации. Проблема в том, что кузов был собран вручную в Италии. И когда заменили крышку багажника она была примерно на 9.5 см короче.
- Компания Chrysler заявляла об «реальных» преимуществах турбинной машины:
- сокращенное техническое обслуживание
- более длительный срок службы двигателя
- потенциал развития
- 80-процентное сокращение количества деталей
- фактическое исключение настроек
- отсутствие проблем с запуском при низких температурах
- отсутствие периода прогрева
- отсутствие антифриза
- мгновенный обогрев салона зимой
- отсутствие заклинивание двигателя из-за внезапной поломке
- незначительный расход масла
- малый вес двигателя
- отсутствие вибрации двигателя .
Этот двигатель работал на всем что горит: неэтилированном газе, дизельном топливе, керосине и других видах топлива.
Все это получалось из за того что всасываемый воздух сжимается и предварительно нагревается, а затем сжигается в открытой камере, из которой быстро расширяющиеся газы направляются на два колеса турбины: одно для работы компрессора и вспомогательного оборудования, а второе для привода автомобиля.
Был один интересный случай одна из машин в мировом турне приехала в Мексику. Этим автомобилям регулярно уделялся большой интерес и когда он прибыл в новую страну и президент Мексики, Адольфо Матеос, вышел, чтобы увидеть машину и поприветствовать представителя Chrysler. Когда президент услышал о том, что двигатель работает на всем что горит,задал вопрос будет ли машина работать на текиле? Представитель Chrysler не ожидал такого вопроса,так как никто не знал будет ли машина работать. Он позвонил в главный конструкторский отдел по разработке двигателя в Детройд, чтобы спросить было бы безопасно запустить двигатель на текиле. Джордж Хюбнер который был руководитель инженеров по разработке турбинного двигателя был очень любознателен, быстро послал кого-то в местный магазин, чтобы купить несколько бутылок дешевой текилы. Вернувшись в лабораторию, инженеры прогнали текилу через турбинный двигатель, и он работал отлично. Хюбнер позвонил в Мексику и подтвердил, что машина действительно будет работать. В бак было налита текила, и президент Мексики завел автомобиль который сразу же завелся=)))
Помните как в фильме "особенности национальной рыбалки" Лева спрашивает: Она что у тебя на водке работает, а командир подводной лодки отвечает: ОНА У МЕНЯ НА ВСЕМ ЧТО ГОРИТ РАБОТАЕТ.ЛЕЙТЕ!!!!
У одного из арендаторов Turbine Cars были серьезные механические проблемы.
«Колеса турбины были приварены к валу с помощью инерционной сварки. Напряжения приводили к поломке колес при полностью открытой дроссельной заслонке. Мы перешли на электронно-лучевую сварку [на более поздних автомобилях]», - говорит Керри. На этом проблемы Кэрри не закончились. «Мы поменяли много двигателей из за того что электрическая система не была защищена от идиотов. Люди ездили на них, когда температура двигателя становилась слишком высокой.
Но в основном в ходе эксперимента они работали хорошо.
Выжившие.
46 из 55 турбинных автомобилей Chrysler Corporation были уничтожены, чтобы избежать уплаты импортных пошлин на кузова итальянского производства. При чем как они были уничтожены никто не знает.