Теперь подняться на борт легенды можно разве что в музеях.
После съёмки финальной посадки последнего гражданского Ту-154 в России решил ещё один пост посвятить этому самолёту — мой репортаж с борта, который стоит в аэропорту Томска.
Ту-154 называли самым элегантным советским лайнером. В журнале любителей моделизма «М-Хобби» так описывал взлеты 154-го современник:
Пару раз мне посчастливилось понаблюдать за взлетами самолетов, стоя у самой кромки ВПП [споттерам в Союзе, видимо, было непросто — прим. maxxus.ru]. Вот, придавливая свистом и грохотом, обдавая черными усами выхлопа, как-то по-хулигански прыгает в небо Ту-134. Ворчливо причитая, переминаясь на натруженных лапах шасси, осторожно карабкается вверх старикан Ил-18. Жутковато выглядит ощерившийся придурковатой ухмылкой штурманской кабины сгорбленный Ил-76. На остренькой мордочке пухлого Ил-86 застыло кислое выражение отвращения к тому, что его опять заставляют отрываться от земли — он действительно отрывается в самом конце полосы. Ту-154 взлетает безупречно элегантно.
Ту-154М — самый большой экспонат Музея аэропорта Томска.
↓ Задние, основные опоры шасси Ту-154 имеют по шесть спаренных колес. В сравнении с популярным сегодня в российском небе Airbus A320 «тушка» выглядит монстром — у 320-го по два спаренных колеса сзади.
↓ Ту-154М, стоящий сегодня в Томском музее, начинал летать в «Аэрофлоте» под этим бортовым номером — СССР-85685 (1990-1994). А с 1998 года получил RA-85685, под которым работал в «Магаданских авиалиниях», «Владивосток Авиа» и затем в UTair. 28 декабря 2011 года своим ходом самолет прибыл в томский аэропорт и стал главным объектом созданного здесь музея.
↓ Экскурсию по самолёту нам провёл пилот с 36-летним стажем Рафаэль Тагиров. Он летал на Ан-2, Ан-24 и Ан-26. В 1983 году посадил Ан-24 на одном работающем двигателе, никто из пассажиров не заметил. За это Тагирову дали медаль Нестерова.
↓ Светосигнальный импульсный маяк, точнее, один из двух его светильников. Нужен для обозначения самолета в воздухе и на земле (при рулении по неосвещенному аэродрому) во избежание столкновения с другими лайнерами.
↓ Когда 28 декабря 2011 года самолет сюда прилетел, он был белый, как снег. Уже не UTair, но еще и не «Аэрофлот».
↓ Можно посмотреть, как Ту-154 прилетел в Томск 28 декабря 2011 года — томский телеканал ТВ-2 снял сюжет об этом:
↓ Историческую советскую раскраску нанесли уже в Томске. Симпатично выглядит. Только напрягает крест во втором двигателе.
↓ Здесь стюардессы разогревали еду для пассажиров. В эту печку с красными полосками помещается то ли четыре, то ли пять упаковок.
↓ Кабина в хорошем состоянии. Слева КВС, справа второй пилот, между ними чуть сзади — место штурмана. «На самом деле, он главный, отвечает за большее количество приборов и объясняет этим двум дуракам, куда лететь», — шутит Рафаэль Тагирович.
↓ Местечко бортинженера. Пятым в кабине Ту-154М обычно летала самая красивая стюардесса или какой-нибудь проверяющий. :)
↓ «Подъём!»
Как подсказали в комментариях, предшествующий отрыву Ту-154 от полосы диалог выглядел примерно так:
— Экипаж, взлетаем, режим номинал, РУД держать.
— Скорость растёт.
— Рубеж // так коротко говорят про скорость принятия решения о взлёте.
— Продолжаем.
— Подъём! // В этот момент — штурвал на себя.
↓ Самолёт освящён 18.05.2000. И место под икону.
↓ В кабине Ту-154 я успешно прозевал первую из двух во время моего присутствия посадок Ан-24 из Стрежевого.
↓ Время до второй ещё было, и мы прогулялись по салону. В этом самолете летал Ростропович. Надо будет послушать на досуге, может быть, он сочинил что-нибудь про Ту-154.
↓ Этот вид из иллюминатора уже вряд ли сильно изменится.
↓ Козырное место в салоне Ту-154: здесь можно было весь полет наблюдать и слушать, как поёт двигатель «Туполя».
↓ Вот эту идею я понять не могу. Надеюсь, у самолета не отберут номер, под которым он летал (85685).
Спасибо за внимание.
Ещё про советские самолёты на канале
- Самый красивый советский лайнер