Найти в Дзене
bugaev.org

Ту-154: внутри «безупречно элегантного»

Теперь подняться на борт легенды можно разве что в музеях.
Оглавление

Теперь подняться на борт легенды можно разве что в музеях.

После съёмки финальной посадки последнего гражданского Ту-154 в России решил ещё один пост посвятить этому самолёту — мой репортаж с борта, который стоит в аэропорту Томска.

Ту-154 называли самым элегантным советским лайнером. В журнале любителей моделизма «М-Хобби» так описывал взлеты 154-го современник:

Пару раз мне посчастливилось понаблюдать за взлетами самолетов, стоя у самой кромки ВПП [споттерам в Союзе, видимо, было непросто — прим. maxxus.ru]. Вот, придавливая свистом и грохотом, обдавая черными усами выхлопа, как-то по-хулигански прыгает в небо Ту-134. Ворчливо причитая, переминаясь на натруженных лапах шасси, осторожно карабкается вверх старикан Ил-18. Жутковато выглядит ощерившийся придурковатой ухмылкой штурманской кабины сгорбленный Ил-76. На остренькой мордочке пухлого Ил-86 застыло кислое выражение отвращения к тому, что его опять заставляют отрываться от земли — он действительно отрывается в самом конце полосы. Ту-154 взлетает безупречно элегантно.

Ту-154М — самый большой экспонат Музея аэропорта Томска.

-2

↓ Задние, основные опоры шасси Ту-154 имеют по шесть спаренных колес. В сравнении с популярным сегодня в российском небе Airbus A320 «тушка» выглядит монстром — у 320-го по два спаренных колеса сзади.

-3

↓ Ту-154М, стоящий сегодня в Томском музее, начинал летать в «Аэрофлоте» под этим бортовым номером — СССР-85685 (1990-1994). А с 1998 года получил RA-85685, под которым работал в «Магаданских авиалиниях», «Владивосток Авиа» и затем в UTair. 28 декабря 2011 года своим ходом самолет прибыл в томский аэропорт и стал главным объектом созданного здесь музея.

-4

↓ Экскурсию по самолёту нам провёл пилот с 36-летним стажем Рафаэль Тагиров. Он летал на Ан-2, Ан-24 и Ан-26. В 1983 году посадил Ан-24 на одном работающем двигателе, никто из пассажиров не заметил. За это Тагирову дали медаль Нестерова.

-5

↓ Светосигнальный импульсный маяк, точнее, один из двух его светильников. Нужен для обозначения самолета в воздухе и на земле (при рулении по неосвещенному аэродрому) во избежание столкновения с другими лайнерами.

-6

↓ Когда 28 декабря 2011 года самолет сюда прилетел, он был белый, как снег. Уже не UTair, но еще и не «Аэрофлот».

-7

↓ Можно посмотреть, как Ту-154 прилетел в Томск 28 декабря 2011 года — томский телеканал ТВ-2 снял сюжет об этом:

↓ Историческую советскую раскраску нанесли уже в Томске. Симпатично выглядит. Только напрягает крест во втором двигателе.

-8

↓ Здесь стюардессы разогревали еду для пассажиров. В эту печку с красными полосками помещается то ли четыре, то ли пять упаковок.

-9

↓ Кабина в хорошем состоянии. Слева КВС, справа второй пилот, между ними чуть сзади — место штурмана. «На самом деле, он главный, отвечает за большее количество приборов и объясняет этим двум дуракам, куда лететь», — шутит Рафаэль Тагирович.

-10

↓ Местечко бортинженера. Пятым в кабине Ту-154М обычно летала самая красивая стюардесса или какой-нибудь проверяющий. :)

-11

↓ «Подъём!»

Как подсказали в комментариях, предшествующий отрыву Ту-154 от полосы диалог выглядел примерно так:

— Экипаж, взлетаем, режим номинал, РУД держать.

Скорость растёт.

— Рубеж // так коротко говорят про скорость принятия решения о взлёте.

— Продолжаем.

— Подъём! // В этот момент — штурвал на себя.

-12

↓ Самолёт освящён 18.05.2000. И место под икону.

-13

↓ В кабине Ту-154 я успешно прозевал первую из двух во время моего присутствия посадок Ан-24 из Стрежевого.

-14

↓ Время до второй ещё было, и мы прогулялись по салону. В этом самолете летал Ростропович. Надо будет послушать на досуге, может быть, он сочинил что-нибудь про Ту-154.

-15

↓ Этот вид из иллюминатора уже вряд ли сильно изменится.

-16

↓ Козырное место в салоне Ту-154: здесь можно было весь полет наблюдать и слушать, как поёт двигатель «Туполя».

-17

↓ Вот эту идею я понять не могу. Надеюсь, у самолета не отберут номер, под которым он летал (85685).

-18

Спасибо за внимание.

Ещё про советские самолёты на канале