Продолжение
Предыдущие статьи: Начало: князь и царь Продолжение-1: Новгород и Псков Продолжение-2: свержение ига Продолжение-3: было ли иго? Продолжение-4: централизация государства
Действительно, зачем? Зачем раздавали поместья?
Сразу определимся: к концу XV века на Руси существовали две формы феодального землевладения: вотчина и поместье.
Вотчины появились еще в Древней Руси. Киевские князья отдавали вотчины своим дружинникам в наследственную собственность. Наследственный характер собственности заложен в самом понятии в-отч-ина, родственном словам отец, Отчизна.
Вотчина – крупная земельная собственность, передаваемая по наследству.
Поэтому вотчину можно было продать, подарить, заложить.
Вотчины, в зависимости от их принадлежности, делились на княжеские (т.е. удельных князей), боярские и церковно-монастырские. Великокняжеская вотчина (домен Великого князя) управлялась специально созданным Большим приказом.
Начиная с 1490-х годов в документах упоминается поместье.
Это новая для того времени форма феодального землевладения. Поместье давалось служилым людям за службу и на время службы. Развивается данная форма из условного держания, известного по документам XIV века. Эта собственность НЕ была наследственной.
Итак,
Поместье – это условное держание земли, которое давалось за службу и на время службы и не передавалось по наследству.
Поместье, таким образом, нельзя было ни продать, ни подарить, ни распорядиться им как-то по-другому. Поместьем можно было только пользоваться. Не случайно черносошные крестьяне, оказавшись на поместной земле, не противились передаче земли служилому человеку (что случалось при передаче земли в вотчину). Земля-то великокняжеская, в любой момент она могла уйти обратно, к князю...
По размерам поместья намного уступали вотчинам.
Ну, а в остальном эти две формы были похожи. В пользу помещика, как и боярина-вотчинника, крестьяне несли все те же феодальные повинности: платили оброк (часть урожая) да работали на барщине (отработки на земле господина). Справедливости ради отметим, что барщина во времена Ивана III и Василия III была развита слабо. Пока существовали холопы, они, как правило, и обрабатывали барские поля.
Так зачем же раздавались поместья?
Раздавая земли в поместья, великие князья создавали новую социальную опору в лице служилых людей - дворян.
Служилых людей, помещиков стали называть дворянами.
Не в последнюю очередь дворяне наделялись поместьями и оттого, что Великий князь не имел в то время средств для создания наемной армии. Дворяне-помещики составили при Иване III основу московского войска. По требованию Великого князя они должны являться на службу "конно, людно и оружно", т.е. ведя за собой своих людей - холопов, крестьян, которых они же и вооружали. Численность такого отряда зависела от количества земли в поместье.
Земли в поместье давались не только служилым людям, но и боярам и князьям. Великому князю было выгодно привлечь старое боярство к службе. Так, если князь переходил на службу к Великому князю, сохраняя власть в своих владениях, он назывался служилый князь.
Откуда брались земли для "испомещения" служилых людей?
Это присоединенные новгородские, княжеские тверские земли и земли черносошных (свободных) крестьян. Так, одно из ранних упоминаний поместья содержится в жалованной грамоте Ивана III Васюку Иванову сыну Тыртову на небольшую волость в Шелонской пятине Новгородской земли: "в поместье з доходом денежным и з хлебным", 1490 г. Еще одно раннее упоминание поместья - именно упоминание - "да здесь Алексейко подьячей на поместье живет" от того же 1490 г. находим в послании новгородского архиепископа Геннадия епископскому собору о принятии мер против ереси жидовствующих (К.Б. Баранов). Конфискованные у новгородских бояр и отобранные у князей из вновь присоединенных уделов земли Иван III раздавал в поместья даже холопам.
Поместье, как особая форма землевладения, отличная от вотчины, упоминается в Судебнике 1497 г.
Поместная реформа, проводившаяся Иваном III, была продолжена Василием III и Иваном IV Грозным. В его время поместное землевладение было практически повсеместно. Как итог - к середине XVI века черносошных крестьян в центре страны почти не осталось. Черносошное крестьянство осталось там, куда не приходили помещики: на русском севере, в Поволжье, бывшем в то время окраиной государства, в Сибири (после начала ее освоения). Помещики в большей мере, нежели бояре-вотчинники, настаивали на закрепощении крестьян.