Найти тему
Stories и история

Зачем Иван III и Иван IV поместья раздавали

Оглавление
Из лицевого летописного свода XVI в.: Иван III раздает поместья (здесь и далее фото из открытых источников)
Из лицевого летописного свода XVI в.: Иван III раздает поместья (здесь и далее фото из открытых источников)

Продолжение

Предыдущие статьи: Начало: князь и царь Продолжение-1: Новгород и Псков Продолжение-2: свержение ига Продолжение-3: было ли иго? Продолжение-4: централизация государства

Действительно, зачем? Зачем раздавали поместья?

Сразу определимся: к концу XV века на Руси существовали две формы феодального землевладения: вотчина и поместье.

Вотчины появились еще в Древней Руси. Киевские князья отдавали вотчины своим дружинникам в наследственную собственность. Наследственный характер собственности заложен в самом понятии в-отч-ина, родственном словам отец, Отчизна.

Вотчина – крупная земельная собственность, передаваемая по наследству.

Поэтому вотчину можно было продать, подарить, заложить.

Вотчины, в зависимости от их принадлежности, делились на княжеские (т.е. удельных князей), боярские и церковно-монастырские. Великокняжеская вотчина (домен Великого князя) управлялась специально созданным Большим приказом.

А.М. Васнецов. Двор удельного князя. Картина 1908 г.
А.М. Васнецов. Двор удельного князя. Картина 1908 г.

Начиная с 1490-х годов в документах упоминается поместье.

Это новая для того времени форма феодального землевладения. Поместье давалось служилым людям за службу и на время службы. Развивается данная форма из условного держания, известного по документам XIV века. Эта собственность НЕ была наследственной.

Итак,

Поместье – это условное держание земли, которое давалось за службу и на время службы и не передавалось по наследству.

Поместье, таким образом, нельзя было ни продать, ни подарить, ни распорядиться им как-то по-другому. Поместьем можно было только пользоваться. Не случайно черносошные крестьяне, оказавшись на поместной земле, не противились передаче земли служилому человеку (что случалось при передаче земли в вотчину). Земля-то великокняжеская, в любой момент она могла уйти обратно, к князю...

По размерам поместья намного уступали вотчинам.

Ну, а в остальном эти две формы были похожи. В пользу помещика, как и боярина-вотчинника, крестьяне несли все те же феодальные повинности: платили оброк (часть урожая) да работали на барщине (отработки на земле господина). Справедливости ради отметим, что барщина во времена Ивана III и Василия III была развита слабо. Пока существовали холопы, они, как правило, и обрабатывали барские поля.

Так зачем же раздавались поместья?

Раздавая земли в поместья, великие князья создавали новую социальную опору в лице служилых людей - дворян.

Служилых людей, помещиков стали называть дворянами.

Не в последнюю очередь дворяне наделялись поместьями и оттого, что Великий князь не имел в то время средств для создания наемной армии. Дворяне-помещики составили при Иване III основу московского войска. По требованию Великого князя они должны являться на службу "конно, людно и оружно", т.е. ведя за собой своих людей - холопов, крестьян, которых они же и вооружали. Численность такого отряда зависела от количества земли в поместье.

Земли в поместье давались не только служилым людям, но и боярам и князьям. Великому князю было выгодно привлечь старое боярство к службе. Так, если князь переходил на службу к Великому князю, сохраняя власть в своих владениях, он назывался служилый князь.

Откуда брались земли для "испомещения" служилых людей?

Это присоединенные новгородские, княжеские тверские земли и земли черносошных (свободных) крестьян. Так, одно из ранних упоминаний поместья содержится в жалованной грамоте Ивана III Васюку Иванову сыну Тыртову на небольшую волость в Шелонской пятине Новгородской земли: "в поместье з доходом денежным и з хлебным", 1490 г. Еще одно раннее упоминание поместья - именно упоминание - "да здесь Алексейко подьячей на поместье живет" от того же 1490 г. находим в послании новгородского архиепископа Геннадия епископскому собору о принятии мер против ереси жидовствующих (К.Б. Баранов). Конфискованные у новгородских бояр и отобранные у князей из вновь присоединенных уделов земли Иван III раздавал в поместья даже холопам.

Поместье, как особая форма землевладения, отличная от вотчины, упоминается в Судебнике 1497 г.

Поместная реформа, проводившаяся Иваном III, была продолжена Василием III и Иваном IV Грозным. В его время поместное землевладение было практически повсеместно. Как итог - к середине XVI века черносошных крестьян в центре страны почти не осталось. Черносошное крестьянство осталось там, куда не приходили помещики: на русском севере, в Поволжье, бывшем в то время окраиной государства, в Сибири (после начала ее освоения). Помещики в большей мере, нежели бояре-вотчинники, настаивали на закрепощении крестьян.

Продолжение

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!

С этой статьей читают:
Почему Иван III на памятнике "Тысячелетие России изображен ДВАЖДЫ

Как на самом деле звали царя Ивана IV Грозного?

Как Иван IV хотел сословное представительство учредить, а закончил опричниной