Советская церковь
«Очень хочу прояснить для себя вопрос о благодатности нашей Церкви. Вопрос связан с деятельностью Церкви в советское время. Об этом говорили многие новомученики, например, святой новоисповедник преподобный Епифаний Чернов: "Красная Церковь ложная и провокационная именует себя Московской Патриархией... Она в лице лжеиерархии и лжесвященства является креатурой Советской власти и по истине в Господе Иисусе Христе есть богоотступническая, апостасийная лжецерковь. А народ, ходящий в такую Церковь, в ведении или в неведении, не может получить там благодать, ибо ее там нет".
И другая цитата святого новомученика монаха Сергия: "Не ходите в открытые храмы, они уже не наши. Все священники, в них служащие, подписались быть послушными Советской власти во всём. Даже на паперть ступать не следует, потому что услышите пение, чтение и подумаете, что всё здесь по-старому и зайдете, а уж как зашли, то все там остались".
Что изменилось в нашей Церкви с тех пор?»
В письме указаны источники, откуда взяты эти цитаты.
Вы знаете, как-то странно это звучит. Эти цитаты имеют в Ваших глазах вес, потому что они сказаны святыми новомучениками и исповедниками (Святым новомучеником преподобным Епифанием Черновым и Святым новомучеником монахом Сергием). Допустим, они это говорили, я не берусь опровергать эти цитаты. Их мнение является авторитетным в глазах людей, поскольку это святые новомученики и исповедники. Вопрос: а кто их канонизировал и официально придал им статус новомучеников и исповедников? Не та ли самая «лжецерковь», богоотступническая и т.д., о которой они здесь говорят? Любопытно, правда? Кто их канонизировал? Кто прославил и кто придал веса и авторитетности их словам? Это первое.
Второе. В пику этим цитатам, я уверен, можно привести огромное количество других цитат других людей. Тоже новомучеников, исповедников, тоже очень духовных, которые говорят совсем противоположные вещи. Уверен, что это можно сделать, при желании, легко. Это — частное мнение. Если они святые и новомученики, это не значит, что они не могли ошибаться. Посмотрите, сколько было в церковной истории святых людей, которые отстаивали какие-то неправильные позиции. Есть случаи, когда даже человек, прославленный в лике святых, святитель, а какое-то его конкретное мнение осуждено как еретическое. Речь может идти и о богословских воззрениях. Мнение может быть осуждено, а он сам — в лике святых, ему совершаются молитвы, службы, в честь него называют младенцев, постригают в монашество.
Так же и здесь. Они высказали свое мнение. Даже если их цитаты верны, это не значит, что они правильную позицию отстаивали. Я, например, считаю, что ничего богоотступнического и антихристового в Церкви в советское время не было. Да, были спорные моменты, когда некоторые подписывались «быть послушными Советской власти». Да, кто-то подписывался, кто-то доносил, кто-то лоббировал интересы советской власти и прочее. Но было и другое. А когда было легко в истории Церкви? Вообще, история — самый лучший наш учитель.
Посмотрите историю Церкви первых веков христианства. Вот там ситуация была! Сейчас я Вам постараюсь кратко описать. Возникают гонения то там, то здесь, всё нестабильно, в хаосе. Какие-то люди идут на смерть, какие-то претерпевают лишения и гонения. Они исповедники, то есть их не казнили. Гонения закончились, их выпускают из заключения, возвращают из ссылок. Они освобождаются и в глазах людей приобретают статус тех, кто терпел за веру. Они не были скормлены львам, но они все-таки были готовы пойти на это. И их авторитет сразу же очень высок.
При этом было огромное количество людей, которые приносили жертвы идолам, которые что-то подписывали, подкупали. Всё это тоже было: и подкупы, и вместо себя кого-то присылали. Например, какой-нибудь состоятельный христианин не хочет идти приносить жертву языческим богам. Он вместо себя раба пошлет, а напишут, как будто бы он пришел. Он взяточку даст, подкупит кого надо. Знаете, сколько таких было? Огромное количество! Эти малодушные люди себя вели с властями так же, как и в советские годы. Ничего не поменялось, всё то же самое. Только там львам скармливали, а здесь людей просто расстреливали.
Потом, когда гонения заканчиваются, эти люди хотят вернуться в Церковь, чтобы их простили. И далеко не все новомученики говорили, что нужно принести покаяние. Между теми исповедниками, которые готовы были на смерть идти ради Христа, имели авторитет в Церкви, были несогласия по поводу: что делать с теми, которые отступили? Некоторые стояли на таких позициях, что надо анафеме предавать — и всё.
Пожалуйста, далеко ходить не надо: Тертуллиан, известный церковный деятель. Он был такой ревностный: христианство или смерть. Это его позиция, его кредо, он не принимал компромиссов. В итоге, чем всё закончилось? Он из Церкви ушел, подался в монтанизм. Почему? Потому что, по его мнению, Церковь совсем уже связалась с языческой властью, стала совсем уж антихристовой. То же самое, что написано в вопросе, можно вложить в уста Тертуллиана. Уже тогда, тысячу восемьсот лет назад, то же самое говорили.
Так что на самом деле Церковь — благодатная. Ничего с этой благодатностью не сделалось. «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Вот таково мое мнение, такова моя позиция. Я не вижу причины для сомнений. Может быть, Вам следует повнимательнее изучить историю советских времен, церковную историю? Могу порекомендовать Вам аудиолекции Веры Михайловны Ереминой, касающиеся истории Церкви в советское время. Она это все рассказывает, описывает, приводя кучу документов, массу цитат, фактов, свидетельств. Мне кажется, после вдумчивого слушания этих лекций, вопросов по поводу благодатности нашей Церкви просто не останется.