Найти тему
Киберпоп ТВ

Новомученики и исповедники

Оглавление

Советская церковь

«Очень хочу прояснить для себя вопрос о благодатности нашей Церкви. Вопрос связан с деятельностью Церкви в советское время. Об этом говорили многие новомученики, например, святой новоисповедник преподобный Епифаний Чернов: "Красная Церковь ложная и провокационная именует себя Московской Патриархией... Она в лице лжеиерархии и лжесвященства является креатурой Советской власти и по истине в Господе Иисусе Христе есть богоотступническая, апостасийная лжецерковь. А народ, ходящий в такую Церковь, в ведении или в неведении, не может получить там благодать, ибо ее там нет".
И другая цитата святого новомученика монаха Сергия: "Не ходите в открытые храмы, они уже не наши. Все священники, в них служащие, подписались быть послушными Советской власти во всём. Даже на паперть ступать не следует, потому что услышите пение, чтение и подумаете, что всё здесь по-старому и зайдете, а уж как зашли, то все там остались".
Что изменилось в нашей Церкви с тех пор?»

В письме указаны источники, откуда взяты эти цитаты.

Вы знаете, как-то странно это звучит. Эти цитаты имеют в Ваших глазах вес, потому что они сказаны святыми новомучениками и исповедниками (Святым новомучеником преподобным Епифанием Черновым и Святым новомучеником монахом Сергием). Допустим, они это говорили, я не берусь опровергать эти цитаты. Их мнение является авторитетным в глазах людей, поскольку это святые новомученики и исповедники. Вопрос: а кто их канонизировал и официально придал им статус новомучеников и исповедников? Не та ли самая «лжецерковь», богоотступническая и т.д., о которой они здесь говорят? Любопытно, правда? Кто их канонизировал? Кто прославил и кто придал веса и авторитетности их словам? Это первое.

Второе. В пику этим цитатам, я уверен, можно привести огромное количество других цитат других людей. Тоже новомучеников, исповедников, тоже очень духовных, которые говорят совсем противоположные вещи. Уверен, что это можно сделать, при желании, легко. Это — частное мнение. Если они святые и новомученики, это не значит, что они не могли ошибаться. Посмотрите, сколько было в церковной истории святых людей, которые отстаивали какие-то неправильные позиции. Есть случаи, когда даже человек, прославленный в лике святых, святитель, а какое-то его конкретное мнение осуждено как еретическое. Речь может идти и о богословских воззрениях. Мнение может быть осуждено, а он сам — в лике святых, ему совершаются молитвы, службы, в честь него называют младенцев, постригают в монашество.

Так же и здесь. Они высказали свое мнение. Даже если их цитаты верны, это не значит, что они правильную позицию отстаивали. Я, например, считаю, что ничего богоотступнического и антихристового в Церкви в советское время не было. Да, были спорные моменты, когда некоторые подписывались «быть послушными Советской власти». Да, кто-то подписывался, кто-то доносил, кто-то лоббировал интересы советской власти и прочее. Но было и другое. А когда было легко в истории Церкви? Вообще, история — самый лучший наш учитель.

Посмотрите историю Церкви первых веков христианства. Вот там ситуация была! Сейчас я Вам постараюсь кратко описать. Возникают гонения то там, то здесь, всё нестабильно, в хаосе. Какие-то люди идут на смерть, какие-то претерпевают лишения и гонения. Они исповедники, то есть их не казнили. Гонения закончились, их выпускают из заключения, возвращают из ссылок. Они освобождаются и в глазах людей приобретают статус тех, кто терпел за веру. Они не были скормлены львам, но они все-таки были готовы пойти на это. И их авторитет сразу же очень высок.

При этом было огромное количество людей, которые приносили жертвы идолам, которые что-то подписывали, подкупали. Всё это тоже было: и подкупы, и вместо себя кого-то присылали. Например, какой-нибудь состоятельный христианин не хочет идти приносить жертву языческим богам. Он вместо себя раба пошлет, а напишут, как будто бы он пришел. Он взяточку даст, подкупит кого надо. Знаете, сколько таких было? Огромное количество! Эти малодушные люди себя вели с властями так же, как и в советские годы. Ничего не поменялось, всё то же самое. Только там львам скармливали, а здесь людей просто расстреливали.

Потом, когда гонения заканчиваются, эти люди хотят вернуться в Церковь, чтобы их простили. И далеко не все новомученики говорили, что нужно принести покаяние. Между теми исповедниками, которые готовы были на смерть идти ради Христа, имели авторитет в Церкви, были несогласия по поводу: что делать с теми, которые отступили? Некоторые стояли на таких позициях, что надо анафеме предавать — и всё.

Пожалуйста, далеко ходить не надо: Тертуллиан, известный церковный деятель. Он был такой ревностный: христианство или смерть. Это его позиция, его кредо, он не принимал компромиссов. В итоге, чем всё закончилось? Он из Церкви ушел, подался в монтанизм. Почему? Потому что, по его мнению, Церковь совсем уже связалась с языческой властью, стала совсем уж антихристовой. То же самое, что написано в вопросе, можно вложить в уста Тертуллиана. Уже тогда, тысячу восемьсот лет назад, то же самое говорили.

Так что на самом деле Церковь — благодатная. Ничего с этой благодатностью не сделалось. «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Вот таково мое мнение, такова моя позиция. Я не вижу причины для сомнений. Может быть, Вам следует повнимательнее изучить историю советских времен, церковную историю? Могу порекомендовать Вам аудиолекции Веры Михайловны Ереминой, касающиеся истории Церкви в советское время. Она это все рассказывает, описывает, приводя кучу документов, массу цитат, фактов, свидетельств. Мне кажется, после вдумчивого слушания этих лекций, вопросов по поводу благодатности нашей Церкви просто не останется.

Патриарх Тихон и митрополит Вениамин, Петроград, 1920
Патриарх Тихон и митрополит Вениамин, Петроград, 1920