Сегодняшний текст писать легко и приятно, так как сегодня пришел момент поговорить о безусловных удачах. Разумеется, бывают работы намного более сильные и интересные, но в рамках этих бесед мы разбираем только реально присланные конкурсные заявки. Сегодня рассмотрим две из тех, что уже были рассмотрены экспертами и пару из тех, что пришли в последний день приема заявок.
Я напомню, что мы уже поговорили о выборе репертуара, о решении песни, причем о нескольких важных аспектах решения, поговорили о присвоении, как о техническом, но не только этапе работы. И вот теперь пора показать примеры, в которых все эти вещи учтены и реализованы. Давайте сначала посмотрим видео, а затем уже слегка пройдемся по причинам безусловно хороших результатов.
Здесь вместе с Димой поет природа. Так бывает. Иногда учить – только портить. Ну не буквально, конечно, но с большой долей истины. Я знаю несколько отличных молодых исполнителей, которые от природы наделены исполнительским обаянием. Это не значит, что они вообще не работают над песней, но им это дается намного легче, чем многим другим. Основной смысл такого природного бонуса – невероятная легкость присвоения выбранного материала. Он как бы сам сразу становится их собственной песней, настолько легко и точно он звучит в их исполнении. В этом есть определенная опасность – долго ехать на природном обаянии сложно. Даже полновесную концертную программу собрать исключительно на этом сложно. Поэтому есть на памяти и примеры, когда люди, останавливаясь на эксплуатации богатых природных данных за год-два из списка зрительских фаворитов вылетают, и те, кто все это время упорно работал, их в этом списке заменяют.
Очень надеюсь, что с Димой этого не случится. Он в нашей песне – человек новый, но уже проявил недюжинный к ней интерес, много слушает, читает что-то об этом. Думаю, если в ближайшие год-два Дима не разочаруется в новой для себя песенной культуре, мы получим очень самобытного, самостоятельного и весьма востребованного исполнителя.
А вот Лиза Фрейман в наших песенных конкурсах – ветеран. И ее работы всегда отличаются очень нетривиальным подходом к выбранному материалу. Надо сказать, что Лизе еще и очень везет с хорошими педагогами. Их у нее несколько. В этом номере с ней работала Людмила Николаевна Стародубцева.
Что нужно отметить в сравнении, скажем, с Димой Корнилицыным. Если там просто отлично присвоен материал самого автора, Игоря Растеряева, то здесь сделано совершенно самостоятельное решение. Можно для интереса послушать и даже посмотреть авторский вариант исполнения этой песни Ольгой Чикиной, благо сейчас и в контакте и в ютубе найти это все можно без труда. Решение Лизы кардинально отличается от авторского. Здесь проделана подробно вся работа, о которой мы говорили в предыдущих текстах: выбран отличный песенный материал, более чем точно попадающий в исполнительницу, здесь очень точно и тщательно проведена работа по собственному решению песни и отлично присвоено уже решение. Как видите, звучит и выглядит это более чем убедительно.
Но все равно, никто не спутает в примере Лизы конкурсное исполнение и концертное. Чуть-чуть недостает опыта общения с публикой, чуть-чуть не хватает уверенности и точного обращения к зрителю. Это все приходит с опытом, или, как я уже сказал, бывает дано от природы. Но такой артист от рождения – вещь не сильно распространенная. Большинству приходится этому учиться специально.
А вот два следующих примера – это как раз примеры совсем другого подхода к самой работе в клубе, и отсюда то, чего не достает Лизе, в этих примерах даже и не приходит в голову вспомнить. Смотрим.
Так получилось, что этих девочек я знаю очень давно. Особенно Ладу. Она приехала впервые к нам в лагерь, когда ей было не то 5, не то 6 лет. Мы, конечно, так рано детей не берем, но тут уж ничего не поделаешь, ее мама – замечательная исполнительница и постоянный педагог нашего лагеря Наталья Овчинникова (Карманова). И в лице Лады мы получили такого ребенка-долгожителя в нашем лагере. Кстати, Лада – как раз пример исполнителя-трудяги. Природа ее не слишком щедро оделила исполнительской харизмой, актерскими способностями и прочими подарками. Но все это, как выясняется, преодолимо, если очень хочется, и очень много работаешь. Ну и с мамой тоже повезло. Таких педагогов по авторской песне во всей стране всего-то пара десятков. И, конечно, Лада замечательно знает нашу песню и очень осмысленно и тщательно выбирает репертуар. На моей памяти она ни разу не ошиблась в этом. Даже если нам казалось, что Лада зря взялась за какую-то песню, она все равно всегда доводила ее до ума и, глядишь, через три-четыре исполнения наше мнение о выборе Лады менялось на противоположное. Интересно, что сейчас нам, экспертам, бывает иногда интересно и полезно с нашими воспитанниками советоваться про песни. Они почти как мы хорошо знают и классическую песню, и как рыбы в воде ориентируются в песне современной.
Здесь важно сказать еще об одном важном качестве и этих исполнительниц, и самого клуба «Признание» из Новоуральска, но об этом поговорим после следующей песни.
Я бы сказал, что это – пример вполне взрослого и настоящего исполнения. Не так много есть исполнителей, которых в 12-13 лет уже можно приглашать с сольной программой (ну, как минимум с сольным отделением в программе) в настоящее взрослое Бард-кафе на настоящую взрослую аудиторию. И это будет в любом случае весьма успешное выступление, без скидок на умиление от того как маленькая девочка здорово поет.
Варя тоже – ребенок из нашего лагеря. У нас она получила неплохую актерскую подготовку, научилась читать и понимать стихи, но своим исполнительским мастерством он, конечно, обязана не нам, а своей богатой природе и педагогу Наталье Евгеньевне Овчинниковой.
И вот тут очень важно сказать следующее: можно как угодно хорошо учить петь или играть на гитаре, спецов по этим профессиям полно, но клуб Признание специализируется не на этом, хотя, конечно, уроки пения и гитары там тоже обязательны. Клуб Признание – один из редких клубов, который в наше время, когда любая поездка куда бы то ни было почти невозможна, ибо преодолеть все ограничения по безопасности, наложенные государством на детские клубы. Так вот этот клуб ездит и участвует в фестивалях. Наталья Овчинникова ухитрилась как-то включить в свою работу еще и родителей. И родители ездят на фестивали вместе с детьми, доверяют своих детей друг другу, когда не могут ехать сами. А сейчас это – едва ли не единственная возможность на самом деле легально появиться детям на любой фестивальной поляне.
А кроме того, клуб Признание уже много лет проводит собственный песенный фестиваль «Теплый декабрь», на который с удовольствием ездят и ребята из пермских клубов. Во всяком случае пермский клуб Исток и новоуральский клуб Признание давно считают себя побратимами.
И вот именно этот подход делает клуб Признание не просто одним из лучших детских песенных клубов, это позволяет детям из этого клуба ощущать себя настоящим кадровым резервом нашей многострадальной культуры. И не просто ощущать, а реально быть таким резервом. Это – наше будущее. И оно прекрасно.