Найти в Дзене
Toniorail

Как (не) надо строить модели

Рассказ о постройке модели дореволюционного пассажирского вагона-микст первого-второго класса с успехами и неудачами.

Подробно про таких зверей, как вагоны-микст можно прочитать в этой статье.

Давно была мысль построить в модели дореволюционный вагон в масштабе 1:32. Проблема была в том, что 4хосных вагонов было великое множество разных конструкций и классов компоновки. А хотелось иметь классический русский вагон начала ХХ века.

Другая хотелка - это рано или поздно иметь состав с вагонами разных классов. В итоге был найден компромисс - сделать вагон, который сочетает в себе сразу два класса - вагон-микст.

Для большего упрощения стройки был выбран тип вагона с деревянной рамой - без металлических швеллеров снизу.

Фото прототипа вагона-микст первого-второго класса с деревянной рамой. Найдено в сети ВКонтакте. Единственное известное мне фото прототипа
Фото прототипа вагона-микст первого-второго класса с деревянной рамой. Найдено в сети ВКонтакте. Единственное известное мне фото прототипа

На момент завершения стройки мне ещё не было известно ни одной фотографии прототипа. Я их нашёл позже. Единственное мне известное фото - в этой статье.

Итак, рассказ.

Так как мне «горело» построить вагон, а из всего оборудования имелись только «кривые» руки и набор ручных инструментов, то я, поплевав через плечо, приступил.

В качестве материала взял лист МДФ, он же - оргалит. Не самый удачный материал. Это по своей сути - дерево. Лобзиком вырезал окна. Был доволен, пока не померил вырезы. Окна одной стороны вышли ниже на 0,5 мм, чем на другой стороне.

Стенки из МДФ. Фото автора
Стенки из МДФ. Фото автора

Ладно, думаю, никто не будет мерить. И так сойдет.

Склеил кузов. Сделал ошибку в том, что намертво вклеил потолок в тамбуре. Думал - так будет проще зафиксировать стенки тамбура, а оказалось, что лишил себя возможности нормально покрасить внутри и вставить двери. В тамбур стало не подлезть.

Видно вклеенный потолок в тамбуре. В дальнейшем он будет сильно мешать покрасить тамбур изнутри и сделать крепления дверей. Фото автора.
Видно вклеенный потолок в тамбуре. В дальнейшем он будет сильно мешать покрасить тамбур изнутри и сделать крепления дверей. Фото автора.

Следующая моя ошибка. Вагоны того времени имели множество вертикальных накладок - штапиков, которые закрывали швы в обшивке бортов вагонов. Эти штапики как правило красились в черный цвет с цветной окантовкой.

Я их наклеил на вагон ДО окраски кузова. Если бы наклеил после окраски, то их можно было бы покрасить отдельно, а потом уже лепить на борт. Но мы не ищем легких путей!

Наклеенные штапики и козырьки над окнами. Так как они были приклеены до окраски кузова, то пришлось мучиться с их покраской. Фото автора.
Наклеенные штапики и козырьки над окнами. Так как они были приклеены до окраски кузова, то пришлось мучиться с их покраской. Фото автора.

Окраска была отдельной песней!

Первым делом я решил, что смогу покрасить вагон из баллончиков с краской. Возомнил себя профессиональным граффитчиком, но забыл про свои кривые руки. Итог - краска пузырями и потеками и не те оттенки цвета. Желтый получился прям канареечным, а должен быть ближе к коричневому.

Крашу борт из баллончика. Для такой покраски нужен опыт, которого у меня не было. Фото автора.
Крашу борт из баллончика. Для такой покраски нужен опыт, которого у меня не было. Фото автора.
Вот такой вот ужас получился. Фото автора.
Вот такой вот ужас получился. Фото автора.

Думаю, ладно, первый блин - комом, сделаем выводы и продолжим.

Достал растворители, стал смывать краску. Тут я благословил тот момент, когда решил делать модель из деревяшки. Ей всё равно, что ацетон, что растворитель 646. Пластик бы давно разъело до дыр, а МДФ - хоть бы что. Только вонища на весь двор. По понятным причинам "купание красного желто-синего коня" делалось во дворе на радость соседям.

Смыв краску, я решил делать по старинке. Достал кисти, намешал краску и приступил.

Вторая попытка окраски - кисточкой. Фото автора.
Вторая попытка окраски - кисточкой. Фото автора.

И тут - О, УЖАС! Я понял, что перепутал местами цвета!

Ту половину вагона, которая должна быть синей - я покрасил в желтый! И наоборот, желтая часть вагона покрашена в синий! Кошмар!

Цвета вагона имеют жесткую привязку к классу мест внутри. Первый класс - всегда синий! Второй- желтый или желто-коричневый! А у меня сдвоенные окна купе первого класса - желтые!

Опять купаться в растворителях!

Нет ничего хуже спешки! Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Второе купание в растворителях. На этот раз на козырьке подъезда, чтобы не собирать толпу любопытных соседей. Фото автора
Второе купание в растворителях. На этот раз на козырьке подъезда, чтобы не собирать толпу любопытных соседей. Фото автора

Третья покраска на радость мне оказалась правильной.

Следующая проблема, как я уже говорил - окраска тонких штапиков на борте вагона. Если бы я их клеил позже, то я мог их покрасить отдельно и приклеить. А тут, хочешь-не хочешь, пришлось брать самую тонкую кисть и дрожащей от напряжения рукой красить, подправлять неудачное и снова красить. Модельный скотч тут мне не особо помог.

Прокрашенные черным штапики. Фото автора
Прокрашенные черным штапики. Фото автора

Тележки

Мое давно сложившееся мнение - ходовая часть модели является самым сложным в процессе постройки. Так вышло и на этот раз.

Итак - тележки. Вагон покоится на стандартных для конца XIX-начала ХХ века балансирных тележках Пульмана. Такие тележки до сих пор можно увидеть на многих музейных вагонах.

Русская тележка Пульмана. Фото из интернета
Русская тележка Пульмана. Фото из интернета

Для простоты постройки тележки было принято решение делать ее так же из дерева. Кроме упрощения сборки, это было еще и прототипично, так как оригинальне тележки в то время делались из дубовых брусьев. И только потом стали делаться из металлических швеллеров. У меня в наличии были деревянные рейки из липы, которые, склеенные в несколько слоев, давали необходимые сечения бруса.

Буксовые челюсти сложной формы, по 8 штук на тележку (в них крепятся буксы) были вырезаны ножничками из старых банковских и скидочных карт. На эти карты была наклеена бумажная развертка, распечатанная на принтере. По ней вырезался контур. Кроме этого, на этой бумаге были размечены места для дальнейшей приклейки имитации гаек.

Балансир был вырезан из кусочка подходящего пластика.

Уголок, соединяющий челюсти был согнут из консервной жести.

Заготовки тележек для вагона. Фото автора
Заготовки тележек для вагона. Фото автора

Отдельно скажу про рессоры. У меня сложилась традиция делать рессоры хотя бы одной ступени подвешивания рабочими. Это дает плавность хода для относительно тяжелой модели и снижает ударные нагрузки на кузов.

На данной модели рабочими сделаны эллиптические рессоры системы Галахова во второй ступени подвешивания. Они спаяны из большого количества тонких полосок из пружинистой латуни.

Первая ступень подвески с цилиндрическими рессорами сделана имитацией. Рессоры накручивались из полоски латуни по сверлу подходящего диаметра

Буксы и имитация гаек - покупные. Буксы доставал по случаю у коллег-моделистов (они немного не того типа, но проще поставить готовые, чем делать их с нуля). Имитация заклепок и гаек от фирмы МастерКлуб.

Отдельная фишка - на тележках сделаны рабочие тормоза. Каждая тележка имеет всего 4 тормозных колодки с односторонним нажатием на колесо. Тяги были сделаны из луженой медной проволоки диаметром 1 мм, кронштейны - из обычной баночной жести. Тормозные колодки сделаны из кусочков шпал от типоразмера Н0 (распространеннейший масштаб 1:87). Фактически, действующие тормоза модели ни к чему, но очень хотелось попробовать.

Колесные пары покупные от фирмы FGB для садовых жд. У них сделана обточка гребней колес для возможности движения по рельсам типоразмера "1".

Видео работы рессор и тормозов.

Пара слов про клей.

Для нагруженных соединений, как рама тележки, я стал использовать только момент. Он сохраняет достаточную эластичность и при этом обеспечивает прочность соединений. Это важно при ударах, которые например могут быть при сходе с рельс. Ранее я использовал суперклей, но он достаточно хрупкий. У меня были случаи, когда клеевые соединения разлетались при ударах. И при повторной склейке суперклеем они становятся еще более хрупкими. Суперклей хорош для фиксации декоративных и не нагруженных деталей.

Но вернемся к кузову вагона.

Имитация рамы сделана из тех же липовых реек, которые пошли и на тележки.

Рама сделана с огрехами, некоторые детали не соразмерны. Но на момент постройки у меня еще не было полной информации по деревянным рамам прототипов. По понятным причинам, сейчас все похожие вагоны в музеях - на металлических рамах. У деревянных рам просто не было шанса дожить до наших дней, они все сгнили.

Имитация рамы в процессе сборки. Фото автора
Имитация рамы в процессе сборки. Фото автора

Крыша.

Были вырезаны полукруглые стрингера, повторяющие форму крыши под размер с учетом последующей их обклейки. По этим стрингерам были наклеены полоски шпона по всей длине вагона. Получилась заготовка крыши.

Заготовка крыши вагона. Деревянные полоски из шпона, обклеенные по стрингерам из пластика, которые придают форму и жесткость. Фото автора.
Заготовка крыши вагона. Деревянные полоски из шпона, обклеенные по стрингерам из пластика, которые придают форму и жесткость. Фото автора.

Дальше началось самое интересное. Эта заготовка крыши обклеивалась вырезанными из банок от газировки кусочками, повторяющими обшивку настоящей крыши. До покраски вся крыша представляла собой пестрое и веселое зрелище.

Крыша без калорий. Фото автора.
Крыша без калорий. Фото автора.

Вентилляционные грибки - отливки, купленные по случаю у коллег-моделистов. Тонкие трубочки -вытяжки свечных фонарей сделаны из проволоки, на окончание которой надет обрезок стержня от обычной писчей ручки.

Крыша в сборе. Фото автора.
Крыша в сборе. Фото автора.

Окна.

Как я уже писал, была незначительная разница в размерах между левой и правой боковин.

Оконные рамы были сделаны из спичек хорошего качества, из которых вырезались все брусья рамы снизу, сверху и с боков. На одну раму уходило 4 кусочка из спичек.

Двери сделаны из склееных вдвое полосок шпона, которые остались после обшивки крыши.

Остекление сделано из кусочков прозрачного пластика. Оконный пластик можно найти практически везде. Более тонкий можно найти даже на крышечках от банок из под сметаны. Я же использовал пластик потолще, со старой доски объявлений в офисе.

Очередной лайфхак. Для вклейки окон также нельзя использовать суперклей! От него прозрачный пластик мутнеет!

Дверные ручки сделаны из расплющенной проволоки. Изнутри эта проволока выгнута хвостиком, который входит в замок на раме двери. то есть дверь фиксируется в закрытом состоянии.

В торце двери вклеена проволока, которая входит в отверстия в полу и потолке. На этой оси дверь может поворачиваться. Вклеенный раньше времени потолок тамбура помешал и сверлению этих отверстий под оси двери тоже.

Кронштейн над дверью спаян из кусочка жести и медной проволокию

Ступени сделаны из тех же самых липовых реек, закрепленных на раме из проволоки. Поручни - проволока.

Окна, двери, ступеньки. Фото автора.
Окна, двери, ступеньки. Фото автора.

Переходная площадка сделана из подходящего блистера от таблеток, который имеет нужное рифление.

Буфера самодельные, спаяны из разрезанной медной трубки и покупных буферных тарелок.

Винтовые стяжки фирмы Мерклин.

Переходная площадка из блистера от таблеток и привод ручного тормоза. Фото автора.
Переходная площадка из блистера от таблеток и привод ручного тормоза. Фото автора.

Салон.

Вагон имеет два вида купе - двухместные купе первого класса со складной перегородкой между каждой парой купе. Складывая эту перегородку, можно два двухместных купе объединить в одно большое 4хместное. В вагоне эти перегородки склеены из кусочков шпона.

Купе второго класса мало отличаются от современных 4хместных купе.

Так как вагон был внутри пустой, то все внутренние стенки были сделаны вместе дверьми и полками в виде вставных готовых блоков.

Полки и двери сделаны из окрашенного картона. Двери могут сдвигаться в картонных направляющих из уголков. Стенки - из пластика. В первом классе стенки были обклеены найденным на антресолях куском советских матерчатых обоев. Во втором классе стенки крашенные. Диваны склеены из пластика и обшиты тряпкой из старого пододеяльника. Этот пододеяльник продолжает таким образом и дальше служить по назначению.

Вставной блок с купе второго класса в процессе сборки. Фото автора.
Вставной блок с купе второго класса в процессе сборки. Фото автора.

В итоге вышел вот такой вот вагон.

Буду ждать Ваших комментариев, была ли интересна тема по постройке моделей и стоит ли продолжать писать в этом направлении?

Спасибо за прочтение!