Найти тему
Вижу красоту

Постсупрематический «Баланс» Сергея Русакова

Источник: vk.com/ipm_ru
Источник: vk.com/ipm_ru

Друзья, в прошлой заметке я упомянул как одну из любимых форму сервиза «Баланс» Сергея Русакова и рад был получить восторженные отзывы, так как многие раньше и не замечали этого творения Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Из чего делаю вывод, что необходимо подробно представить этот стильный сервиз в вариациях росписи.

Многим знакома форма сервиза «Баланс» Сергея Русакова по сувенирным и подарочным чашкам с деколями по мотивам произведений классиков русского авангарда и супрематизма. У меня таковая появилась благодаря коллегам из Музея керамики в Кусково чайная чашка с блюдцем «Суетин» была мне подарена на день рождения и на память при увольнении в 2019 году.

Официальная биографическая справка на сайте ИФЗ: ipm.ru

Русаков Сергей Константинович – художник по росписи фарфора, скульптор.
Родился в Красноярске в 1958 году. В Красноярском институте искусств начал профессионально заниматься керамикой. Позже переехал в Ленинград, где обучался мастерству в Высшем училище им. Мухиной. В 1985 закончил ЛВХПУ и до 1992 года работал в Художественном фонде. Заниматься фарфором начал ещё в училище, и по сей день это основной материал для творчества.
C 1980 года постоянный участник выставок Союза художников. Участник групповых выставок керамики и книжной графики в России и за рубежом. С 1992 года член Союза художников России. С 1995 года и по сей день работает на Ломоносовском (Императорском) фарфоровом заводе. С 2001 года преподаватель кафедры керамики и стекла в СПбХПА им. Штиглица.
Фрагмент витрины выставки «Чай, кофе, шоколад. Роскошный фарфор для изысканных напитков». Омск. Музей имени М.А. Врубеля. 2012
Фрагмент витрины выставки «Чай, кофе, шоколад. Роскошный фарфор для изысканных напитков». Омск. Музей имени М.А. Врубеля. 2012

Впервые сервизы формы «Баланс» Сергея Русакова я увидел в 2012 году в Омске в чайном магазине «Унция». Это были два произведения Татьяны Афанасьевой «Сальвадор» и «Кобальтовое кракле» ещё с марками ЛФЗ Ломоносовского фарфорового завода, и указанием сорта.

Модельеры для чайников // Журнал спб.собака.ру №5 (77) май 2009. Источник: kn.sobaka.ru
Модельеры для чайников // Журнал спб.собака.ру №5 (77) май 2009. Источник: kn.sobaka.ru

В тот момент совместно с Людмилой Романовной Ведерниковой с моим учителем и хранителем коллекции керамики и стекла Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля мы готовили к открытию выставку «Чай, кофе, шоколад. Роскошный фарфор для изысканных напитков». Нас огорчало то обстоятельство, что мы показывали ретроспективу 300-летнего развития европейского фарфора, русского и советского фарфора, но не могли показать современного состояния. В коллекции таковых вещей не было.

Увидев эти сервизы мы мгновенно приняли решение их купить на свои деньги, показать на выставке, а уж затем и закупить в собрание музея по цене магазинного чека.

По фотографии вы можете судить, что мы хотели показать современное лицо ИФЗ через превосходную работу с благородным кобальтом. В соседство к сервизам мы также добавили роскошную чашку с блюдцем «Серпантин» Галины Шуляк и бисквитных львов Эльвиры Еропкиной.

Официальная биографическая справка на сайте ИФЗ: ipm.ru

Афанасьева Татьяна Васильевна – художник по росписи фарфора, скульптор.
Заслуженный художник Российской Федерации (2010)
Почётный член Российской Академии художеств (2013)
Татьяна Васильевна Афанасьева работает на Императорском фарфоровом заводе с 1975 года. Художественное образование она получила сначала в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме, что оставило характерный отпечаток на её творческом подходе, а затем в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной на кафедре керамики и стекла.
Особое декоративное решение произведений художника легко узнаваемо, а яркий художественный почерк Татьяны Афанасьевой угадывается в каждом её произведении. Автор владеет редким даром восприятия мира в его движении и развитии, способностью отражать в произведениях свой внутренний мир, неотрывно связанный с внешним. Её необыкновенное пространственное решение композиции, фактурные орнаменты, оригинальный колорит, игра с текстурами завораживают зрителя, и затягивают в пространство произведения, побуждая посмотреть на окружающую реальность глазами художника.
Татьяна Афанасьева не только превосходный график и живописец, но и талантливый скульптор. Не забывая о своем опыте работы с архитектурой, мастер проектирует формы, поражающие своим тектоническим строением. Серия ваз «Геометрия фарфора» и три формы сервизов «Ковчег», «Сатурн», «Кострома» – удивительные изделия с особенной пластикой, необычным конструктивным решением и острой художественной выразительностью.
Юлия Жукова. Чайный сервиз «Угол отражения». ИФЗ. Источник: avito.ru
Юлия Жукова. Чайный сервиз «Угол отражения». ИФЗ. Источник: avito.ru

После знакомства с сервизной формой «Баланс» Сергея Русакова я начал периодически поглядывать, что ещё предлагает ИФЗ. Видел в магазинах в Омске и сервиз по рисунку Юлии Жуковой «Угол отражения» на 6 персон в 20 предметов.

Официальная биографическая справка на сайте ИФЗ: ipm.ru

Жукова Юлия Леонидовна – художник по росписи фарфора, скульптор.
Родилась в Ленинграде в 1963 году. В 1987 году, сразу по окончании кафедры керамики и стекла в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, была принята в штат художников Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова (с 2005 – Императорский фарфоровый завод). С 1987 года принимает участие в выставках. C 1990 года - член Союза художников России.

Как уникальный, авторский – сервиз проходил и на торгах, проводившихся аукционным домом «Гелос». Однако, это пример разрушения формы, укутанной лоскутным одеялом из «всенародно» любимых советских декоров ЛФЗ.

Биографическая справка Антикварно-аукционного Дома «Гелос»: gelos.ru

Наталья Борисовна Маркина – окончила Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в 1981 году. Работала на Ленинградском фарфоровом заводе. Автор оригинальных росписей, выполненных в единственном экземпляре.
Нелли Петрова. Сервиз «Джангл». 2020. ИФЗ. Источник: ipm.ru
Нелли Петрова. Сервиз «Джангл». 2020. ИФЗ. Источник: ipm.ru

А потом наступило затишье. Сервиз формы «Баланс» повсеместно исчез.

И вот в пандемию Коронавируса Covid-19 в 2020 году Императорский фарфоровый завод выпустил новинку под рекламным лозунгом «Жаркие тропики – у Вас дома!»:

Даже обычное чаепитие станет мини-путешествием на тропический остров.
Пышные южные растения украсили новинку ИФЗ – коллекцию «Джангл», которая состоит из чайной и столовой частей. Коллекция отличается не только привлекательным дизайном, но и поддерживает современные тренды на удобство и функциональность фарфора для ежедневного использования: все изделия можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволновой печи.

Если мы не можем поехать к морю, то экзотические пальмы придут к нам домой... Печальный памятник нашей вынужденной изоляции и ограничения. Режим экономии в кризис предлагает нам произведение, лишённое золочения, ручной росписи и душевности.

Официальная биографическая справка на сайте ИФЗ: ipm.ru

Петрова Нелли Львовна – художник по росписи фарфора, скульптор.
Главный художник Императорского фарфорового завода.
Заслуженный художник Российской Федерации.
Почётный член Российской Академии художеств.
Родилась в Риге в 1949 году. С 1975 года, после окончания кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, работает на Императорском фарфоровом заводе. Художник по росписи фарфора, скульптор.
С 1998 года – главный художник завода. С 1981 года член Союза художников России.
Лауреат премии Ленинградского комсомола за 1982 год. Награждена грамотами правительства Санкт-Петербурга за 1994 и 2004 годы. В 2002 году награждена Серебряной медалью Академии художеств России.
Нелли Петрова. Сервиз «Джангл». 2020. ИФЗ. Источник: ipm.ru
Нелли Петрова. Сервиз «Джангл». 2020. ИФЗ. Источник: ipm.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив