Найти в Дзене
Записки психолога

Развиваем навык общения у детей

Вы когда-нибудь задавались вопросом, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми? Скорее всего вы дадите положительный ответ. Ведь чаще всего дети от природы стремятся общаться со сверстниками. Но достаточно ли одного желания ребёнка общаться с другими,
чтобы всё было хорошо? Чтобы не было конфликтов и драк, чтобы ребёнка принимали и понимали.

Я думаю, что нет. Одного желания недостаточно, чтобы ребёнок смог войти в компанию сверстников и поддерживать тёплые отношения с ними. В моей практике были случаи, когда дети очень хотели общаться
с ребятами из своего класса, но те их не принимали, у них
возникали конфликты, которые едва не доходили до драк (порой были и драки, перебранки).

Причина этого в том, что у этих детей не был развит навык общения с другими людьми. Но его можно развить. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

В первую очередь важно научить ребёнка:

  • уважать чувства других людей (детям необходимо объяснить, что иногда можно пойти на компромисс, а не настаивать только на своей точке зрения);
  • уметь слушать и наблюдать за происходящим;

Иногда бывает так, что ребёнку достаточно услышать своего собеседника, чтобы погасить или не допустить конфликт. То же относится и к наблюдению. Если ребёнок видит, что одноклассник заведён, лучше не провоцировать его и поговорить с ним позже, когда тот «остынет». Всё это кажется довольно сложным, но научиться этому
можно.

  • учиться управлять своим поведением (развивать саморегуляцию);

Особенно это важно для школьника. Когда дети идут в первый класс, они знакомятся с новыми требованиями и правилами школы. Им нельзя играть или говорить во время урока и всё это длится 35–45 минут. Ко всему прочему им нужно слушать учителя и выполнять задания. Для детей это непривычно и сложно, ещё полгода назад они играли в детском саду, занятия были короткими, а требования не такими жесткими. Но, чтобы не допустить переутомления и помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям, нужно соблюдать режим дня и заниматься с ребёнком, играть в игры, которые помогут развить саморегуляцию.

  • уметь выражать свою точку зрения, говорить прямо, не скрывать своих чувств, но при этом стараться не обидеть других;

Если ребёнку плохо или он чем-то недоволен, важно объяснить, что он может этим поделиться с вами, учителем или сверстниками. Например, ребёнок может сказать однокласснику: «Я расстроен из-за того, что ты так поступил со мной», «Мне не нравится, когда ты так делаешь». Да, бывают случаи, когда лучше не реагировать на провокации, тогда велика вероятность, что задира отстанет. Но порой другим важно узнать, что вы чувствуете, чтобы больше этого не повторялось. Люди не читают мысли,
чтобы понять, чего вы хотите, или что вам не нравится.

  • научиться понимать себя и свои желания (самопознание, саморазвитие);

Взрослые часто сталкиваются с тем, что не могут понять, чего они хотят и из-за этого страдают. Для детей это также может стать проблемой, но, в отличие от взрослых, решить её самостоятельно им намного сложнее. Такая проблема может долго не осознаваться ими, проявляться в виде истерик, апатии, тревожности и т. д. Например, в подростковом возрасте дети могут стать замкнутыми, попасть в дурные компании или тратить время и силы на то, что им совсем не нужно.