«Славные парни» (Goodfellas) Скорсезе. Мощный, классически стройный, эпически просторный фильм. Фильм-эпоха.
Если искать аналоги в словесности, ближе всего, пожалуй, одно из самых революционных произведений отечественной литературы, по сути, первый русский роман - «Повесть о Савве Грудцыне». Та же патриархальная среда (в «Повести...» - купеческая семья родом из Великого Устюга, в «Парнях» это итальянский квартал в Нью-Йорке, Маленькая Италия), желание вырваться из-под власти родителей, юношеский бунт и тяга совсем к другой, соблазнительно-свободной, своевольной жизни. Их Генри, которого играет Рэй Лиотта, и наш Савва, заветы старших и библейские заповеди «ни во что же вменив, токмо упражняшеся в ненасытном блуждении».
Беспокойный дух рука об руку с телесными искушениями, упоение силой, загулы и кровь. Один делает успехи в службе воинской, другой увяз в мафиозном мочилове. Жестокость сцен, импульсивность характеров, живая точность разговорной речи - и в «Савве», и в «Славных парнях».
Судьба заставляет раскаяться в «скаредном деле». Савва заканчивает свои дни в монастыре, Генри сдаёт бывших друзей правосудию. Одного спасает Богородица, другого - программа защиты свидетелей. Мировоззренческий итог укладывается в идеологию своего времени, художественный - время опережает. Эстетику Скорсезе подхватил и развил Тарантино, из стиля «Повести...» выросли Карамзин и «Повести Белкина».
Фильм стоит смотреть хотя бы ради чумовой игры Джо Пеши и Роберта де Ниро - эталонного гангстера. Саундтрек звучит как симфония попсово-романтического и беспощадного времени, а нервический монтаж словно настроен на пульс героев.