Необыкновенная музыкальная пьеса, которая вот уже много веков не теряет своей популярности у композиторов и исполнителей.
В чем же причина?
В переводе с греческого языка слово canon означает "правило".
Есть хорошее определение канона - канон это полифоническая форма, в которой мелодия имитирует сама себя или образует контрапункт сама с собой. Это может происходить самыми разнообразными способами.
Обычно этот контрапункт образуется за счёт техники имитации: когда мелодия или её часть воспроизводится в разных голосах. Мелодия может воспроизводится на одной высоте или на разных высотах (от разных нот).
Каноны любят петь на несколько голосов, голоса имитируют погоню друг за другом, петь каноны интересно и весело!
Каноны бывают двух, трёх, четырёх, пяти, шестиголосными. Количество голосов теоретически неограниченно. Из известных рекордов многоголосия: 36-голосный канон Deo Gratias нидерландского композитора Йоханесса Окегема.
Также существуют двойные и тройные каноны, где в четырёх, пяти, шестиголосной фактуре (это количество голосов не предел) имитируются две или три мелодии.
Такие каноны как элизионный, достаточно редко используемый вид канона.
Пропорциональный канон, в котором мелодия проходит одновременно в своём обычном виде и в увеличении или уменьшении.
И, конечно же, нельзя обойти вниманием каноны конечный и канон бесконечный, а также его разновидность каноническую секвенцию.
Бесконечный канон как необычная музыкальная форма появился давным-давно, в эпоху Возрождения. Также такой канон назывался canon circularis, то есть, циркулярный канон, иначе говоря, круговой.
Иногда он даже записывался вот таким необычным образом:
На протяжении семи веков интерес к этой музыкальной форме не угас и значение не уменьшилось, композиторы 20-21 веков также используют бесконечные каноны в своём творчестве. На английском форма называется neverending canon. Почему канон бесконечный? Он никогда не заканчивается. Потому что музыка в этом каноне словно бы движется по кругу приходя всё время от конца к своему началу.
Существует отличие канонов 1-го разряда от канонов 2-го разряда. В канонах 1-го разряда применяется вертикально-подвижной контрапункт, а в канонах 2-го разряда горизонтально-подвижной или вдвойне-подвижной контрапункт.
Тому, как написать канон 1-го разряда можно научиться в этом видео:
Поставьте лайк и подпишитесь на канал, если видео понравилось.
Каноническая секвенция часто использовалась в музыке начиная с эпохи Возрождения. Она также называлась циркулярный (или бесконечный) канон от разных тонов.
Это основные типы канона, которые применяются в музыке, но, конечно же, существуют и более редкие разновидности: уже упомянутый элизионный, а также полиморфический, распределённый, ракоходный.
Материалы по теме: Полифоническое мышление в электронной музыке