Найти тему
между прошлым и будущим

Загадки графа де Рошфора

Его портретов не сохранилось, да что говорить, долгое время историки не были уверены, что он реальное историческое лицо. Потом убедились, что Шарль-Сезар де Рошфор действительно существовал и был одним из самых преданных людей кардинала де Ришелье. А раз он реальный человек, кто знает, возможно и есть где-то его портрет, только мы об этом не знаем. Может быть, он известен, как "Портрет неизвестного дворянина" — их так много! — и когда-нибудь этот портрет все же удастся опознать.

Впрочем, оставим мечты, попробуем разобраться, что же известно о реальном Рошфоре.

Увы! Известно очень мало. Жизнь графа — это сплошная загадка и не только потому, что на службе Ришелье он часто занимался делами тайными. Даже не известно, в каком году Шарль-Сезар родился. Разброс дат составляет 10 (!!!) лет.

Самая популярная дата рождения Рошфора — 1615 год. Если она правдива, то Рошфор никак не мог участвовать в событиях романа "Три мушкетера" и разоблачить заговор Шале. Не в одиннадцать же лет он это делал!

Другая дата его рождения — 1605 год. Да, в двадцать один год участвовать в разоблачении заговора можно. Но... эта дата не согласуется с другими фактами из жизни Рошфора.

-2

Достоверно известно следующее — в 1628 году, уже после захвата Ла-Рошели, Рошфор поступил на службу кардиналу пажом! Конечно, существовали и великовозрастные пажи, но Рошфор действительно был подростком. И вот с пажеской службы постепенно он и стал агентом Ришелье.

А что было с ним до этой службы? Что было после?!

Вот не поверите, но это неизвестно. Что-то более менее достоверно говорить можно лишь о 14 годах из жизни нашего героя.

Правда, есть Мемуары графа де Рошфора, но это подделка все того же Гасьена де Куртиля де Сандра, который осчастливил Францию и мир мемуарами д'Артаньяна. Как вы понимаете, Дюма мемуары Рошфора читал и многое оттуда позаимствовал. Многое, но не историю графа!

Мемуары Рошфора выглядят настолько фантастично, что Дюма использовал их очень и очень осторожно. Возможно, если бы первым их нашел кто-то вроде писателей Понсона дю Террайля или Мишеля Зевако, они бы написали десять-пятнадцать книг сериала про графа де Рошфора, наполненные невероятными приключениями. У Дюма подход был иной.

Что, собственно, известно из книги де Куртиля (кстати, там он давал понять, что является еще и родственником своего героя)?

Рошфор лишился матери сразу после рождения, а его отец, уверенный, что ребенок все равно умрет, решил к нему не привязываться и заново жениться, чтобы получить наследника.

По совету священника (!) он познакомился с очаровательной девушкой из знатной семьи, красивой, добронравной, в прекрасными манерами, которая была наследницей богатого семейства Ла Форсов. Девушка проживала в монастыре (нет, монахиней она все же не была). Опьяненный ее красотой, отец Рошфора женился, хотя ему и говорили, что глупо жениться по рекомендации священника.

Некоторое время все было хорошо, а потом счастливый муж обнаружил, что это очаровательное создание носит на спине клеймо — цветок лилии. В общем, вопрос, что послужило основой для истории графа и графини де Ла Фер у Дюма, снимается — дело было не в английской леди, шпионке Ришелье, и не в мошеннице XVIII века, а в истории, которую Дюма вычитал у Гасьена де Куртиля.

Отцу Рошфора повезло только в одном — клеймо было обнаружено все же не при посторонних людях, что не помешало взбешенному мужу заявить, что жену стоило бы повесить и что он убьет ее, если не сможет отделаться от нее другим способом.

Отделался. Священник оказался бывшим адвокатом и смог порекомендовать обманутому дворянину хороших стряпчих. С трудом, но брак был признан недействительным. Заклейменная "графиня" действительно была самозванкой. Имя-то она назвала подлинное — Мадлен де Комон, вот только частицы "де" там не было, а родители первой мачехи Рошфора были мельниками.

Еще одна попытка старшего Рошфора жениться тоже закончилась неудачей — его вновь пытались обмануть, но обман раскрылся все же до женитьбы.

С третьего раза отец нашего героя женился, и у него стали один за другим рождаться дети, в которых он души не чаял. А вот старший сын оказался ему безразличен. Он так внушал себе, что тот скоро умрет, что разучился вообще думать о нем, совершенно не заботился о сыне, отослав вместе с кормилицей в деревню.

Лишь один раз он прислал на его пропитание зерно, а больше не присылал ни денег, ни одежды — ничего. Юный дворянин рос как трава, ничем не отличаясь от нищих крестьянских детей. Однажды мимо проезжал один из родственников Рошфора, его крестный Мишель де Марийяк. Увидев, как живет дворянин, он возмутился, привез ребенка в свой дом, велел отмыть, накормить, одеть, как подобает дворянину, а потом отвез отцу, потребовав, чтобы тот заботился о сыне.

Бесполезно! Старший Рошфор не мог наглядеться на семерых детей от третьей жены, а со старшим обращался как с прислугой. Вот такой мальчик-Золушок. Единственной отдушиной для юного Рошфора был местный кюре, который научил его читать и писать.

В девять лет Шарль-Сезар не вынес жестокого обращения и сбежал из дома вместе с цыганами.

Могло такое случиться?

Теоретически, да. Если верить Гасьену де Куртилю, с цыганами Рошфор побывал во многих странах, а вот позднее, как агент Ришелье, действительно проявил неплохое знание этих земель.

Чем занимался Рошфор в таборе?

Да тем же, что и другие дети — воровал, таскал кур...

Скажете: "Как же так?! Как же дворянская честь?! Подвиги?! Служение?!"

Если верить де Куртилю, Рошфор просто пытался выжить и не умереть с голоду. Он не думал, хорошо поступает или плохо. А еще он хотел, чтобы его любили. Однажды, когда он притащил в табор сразу шесть кур, вожак табора похвалил его, дал ему вина и назвал хорошим мальчиком!

В общем, не только страницы, посвященные детству Рошфора, но и юности, зрелости, старости периодически вызывают желание "обнять и плакать".

При этом, не забудьте, с цыганами принято было расправляться без суда и следствия. Всё время скитания с цыганским табором Рошфор в любой миг мог оказаться на виселице. Кто бы поверил оборванному, загорелому мальчишке, если бы он сказал, что является дворянином. Все эти злоключения были отображены Дюма лишь в одной сцене, когда в прихожей де Тревиля Портос называет Рошфора разбойником и висельником. И вы удивляетесь этим словам, воспринимая их просто как брань. Но нет, это отражение книги Гасьена де Куртиля.

В конце концов Рошфор все же задумался о будущем и, будучи четырнадцатилетним подростком, решил поступить в армию. Там он проявил себя (в 15 лет!), захватив в плен испанского офицера. На него обратил внимание командир, и вот тогда он признался, что является дворянином. И ему поверили, потому что трудно найти доблесть у простолюдина, а юный Рошфор доблесть проявил. Повезло ему и в том, что его командир — господин де Сен-Анэ — порекомендовал его Ришелье.

Кардинал де Ришелье
Кардинал де Ришелье

Рошфор полагал, что его возьмут в гвардию, но Ришелье был шокирован предположением, что ребенка можно отправить воевать. И взял его в пажи.

Как только Рошфор попал ко двору, о нем вспомнил отец и мачеха. Теперь они требовали от него, чтобы он обеспечивал братьев и сестер. И, опять же по утверждению Гасьена де Куртиля, Рошфор взвалил на себя и эту обязанность. При этом благодарными ему никто не был. Когда много позже доброту и благодарность к нему проявила одна из сестер — он был потрясен. Хотя Ришелье всегда заботился о нем, ему все время не хватало денег. Во-первых, никто не учил его разумному обращению с деньгами. А во-вторых, значительную часть денег он отсылал семье отца. Когда однажды Ришелье попрекнул его неумением экономить, Рошфор простодушно ответил, что у него же много детей.

Наверное, такое заявление со стороны молодого человека, который сам едва вышел из детского возраста, казалось бы комичным, но вот смешного в этом ничего не было. По описанию Гасьена де Куртиля, Рошфор был человеком, который отчаянно пытался заслужить любовь близких. И так и не получил ее. Он все время просил за своих единокровных братьев и сестер, так что однажды Ришелье сказал ему: "Я помогу, но при условии, что ты перестанешь называть их своими детьми. Я уже столько для них сделал, что мне кажется, что это мои дети".

Если эта фраза правдива, то показывает Ришелье с неожиданной стороны. Если ее выдумал Гасьен де Куртиль, то он гораздо лучший писатель, чем принято считать.

Что было еще?

Тюрьмы, службы Бофору, Мазарини (да-да, представьте себе, к нему Рошфор тоже привязался), Тюренну... Воспоминания о годах службы Ришелье, как о лучших годах жизни. Жестокое отношение семьи отца — когда однажды Рошфор вынужден был три месяца прожить в доме родных, ему было запрещено сидеть за общим столом, а кормили его объедками. Судебные процессы... Кстати, история из "Двадцати лет спустя" о наблюдении Рошфора за забавой дворян, которые срывали с прохожих плащи, что привело к аресту Рошфора, была позаимствована Дюма как раз из Мемуаров, написанных де Куртилем. Вот только в мемуарах Рошфора все же оправдали. Зато тяжбу с мачехой после смерти отца он с треском проиграл. Почему? А потому что условием выигрыша господа судейские поставили для него женитьбу на дочери одного из судей (Дюма использовал эту ситуацию для романа "Сильвандир"). В отличие от героя романа, Рошфор все же отказался от предложения, за что и поплатился. Он не только лишился шансов на наследство, но, не имея возможности оплатить судебные издержки, угодил в тюрьму. А человек, сделавший ему предложение, заметил, что его рассуждения хороши были бы в 20 лет, но не почти в 50.

В конце концов Рошфор отправился служить в армию Тюренна. Он всегда мечтал быть военным, и Тюренн даже отметил, что если бы он начал военную службу раньше, то многого бы достиг. Но молодые дворяне периодически высмеивали старика, который так поздно начал военную карьеру. Когда же Тюренн погиб, это стало новым горем для Рошфора — он опять лишился господина, человека, который неплохо к нему относился.

В конце жизни, так и не создав семью, Рошфор обратился к вере и удалился в монастырь.

Историки часто спорят, много ли правды в творении де Куртиля или это просто художественное произведение. Если это выдумка, то для семнадцатого века она очень необычна. Дворянин обычно изображался героем, пусть и далеким от идеала. Простолюдин мог быть плутом. Гасьен де Куртиль изобразил нечто третье — дворянина, часто ведущего недворянский образ жизни, над которым издевается собственная семья, который отчаянно пытается заслужить любовь и который очень изобретателен, когда надо служить своему господину, и совершенно беспомощен, когда надо позаботиться о себе. Этот образ настолько нетривиален, что, возможно, он все же отражает какую-то реальность?

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки